Дата:26.11.2020

Александра Модестова: «Мировые дистрибьюторы следят за новыми российскими проектами»

Недавно в Каннах завершилась крупнейшая международная выставка телевизионного и цифрового контента MIPTV. Главный редактор интернет-портала ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с главой компании Экспоконтент Александрой Модестовой об итогах мероприятия, перспективах российских проектов на международной арене и влиянии блокчейн на медиасферу.

Нина Ромодановская:
Рынок телевизионного контента MIPTV – одно из ключевых мероприятий, которые организует Reed Midem. В этом году в мероприятии приняло участие более 100 отечественных медиакомпаний. Расскажи пожалуйста об итогах российского присутствия на MIPTV. 

Александра Модестова:
Организовать российский стенд на MIPTV – всегда не очень просто. Дело в том, что обычно бюджеты на организацию распределяются к апрелю, поэтому чаще всего компании должны до этого момента самостоятельно находить финансирование. Но благодаря работе РЭЦ в этом году достаточно большое количество российских компаний смогли принять участие в рынке.
В этом году на фестивале Canneseries, проходившем параллельно с MIPTV, впервые был представлен российский проект «Эпидемия», который продюсируют Евгений Никишов и Валерий Федорович. Наряду с зарубежными сериалами он смотрелся очень достойно, однако не завоевал наград. В связи с популярным движением MeToo фокус смотра был направлен на фильмы, повествующие о сильных женщинах, а в жюри вошли сразу три представительницы прекрасного пола. Поэтому победу одержал испанский проект «Идеальная жизнь» о трех женщинах. На мой взгляд, это не лучший сериал в программе Canneseries. Но я понимаю, что жюри киносмотров, в первую очередь, всегда придерживается политики фестиваля, и только во вторую – оценивает искусство.

Как правило, отечественные сериалы не отбирают не из-за того, что они слабые, а потому что неправильно или не в срок подаются документы. Почему-то наши люди не хотят понимать, что в индустрии все работает не по принципу последнего момента…

Нина Ромодановская:
Несмотря на присутствие сериала из России на фестивале Canneseries, в питчинг MIPDrama Buyers Summit в этом году российские проекты не попали (проекты кинокомпании Среда Александра Цекало два года подряд проходили в финал – «Территория» и «Провокатор»).

Александра Модестова:
При этом нельзя не отметить, что в прошлом году российских проектов не было в программе Canneseries. Как правило, отечественные сериалы не отбирают не из-за того, что они слабые, а потому что неправильно или не в срок подаются документы. Сегодня одно из главных препятствий на пути к выходу российских проектов на международный рынок – вовсе не отсутствие высоких бюджетов производства фильмов и сериалов, а банальное несоблюдение дедлайнов. Почему-то наши люди не хотят понимать, что в индустрии все работает не по принципу последнего момента…

Нина Ромодановская:
Организаторы выставок очень чутко следят за мировыми трендами и все время подстраиваются под них. Наверное, в этом и заключается залог успешной многолетней работы. Что за ситуация сложилась в этом году на MIPTV? И какие планы у Reed Midem по переформатированию выставки?

Александра Модестова:
Бойкотов на самом деле никто не объявлял. Дело в том, что участников рынка и всю индустрию взволновало недавнее событие – приобретение Walt Disney Company активов компании 21st Century Fox. В связи с реорганизацией обе студии не представляли свои проекты на MIPTV. На нашей памяти, в истории рынка участники несколько раз были взбудоражены индустриальными и политическими событиями, например, после 11 сентября или в кризис 2008 года некоторые американские компании не принимали участие в выставках.
При этом не значит, что мы не готовы меняться. В настоящий момент готовим новый формат MIPTV-2020. Уже сейчас Reed Midem решил не обязывать компании, представляющие свои проекты на MIPCOM, бронировать премиальные площади в рамках MIPTV. Кроме того, в 2020 будет уделяться повышенное внимание копродукционным проектам. Надеемся, что в следующем году Reed Midem представит бизнес сообществу обновленную выставку.

Будет интересно:  Дмитрий Муляр: «В любом материале есть индивидуальное звучание, и нужно его услышать, почувствовать»

Нина Ромодановская:
Сегодня виртуализация стремительно набирает обороты. По твоему мнению, могут ли в скором времени на смену офлайн-выставкам прийти виртуальные?

Александра Модестова:
На выставке MIPCOM, которая пройдет в октябре, на сегодняшний день уже занято все выставочное пространство. Это, безусловно, говорит о том, что мероприятие продолжает быть востребованным. Конечно, о многих проектах можно узнать в интернете, провести переговоры по Skype или другой видеосвязи. Не исключено, что в скором времени будет реально общаться удаленно с помощью голограмм. Но пока еще людям важны личные встречи: чтобы судить, честны ли намерения человека, им важно смотреть друг другу в глаза. На выставке заключаются многомиллионные сделки, и, продавая, по сути, активы компании, производители хотят понимать, кому отдают свои продукты. Рынок – в первую очередь, площадка коммуникации. Соцсеть – тоже, но пока не придумано такой площадки в интернете, которая занималась бы производством, продажей и покупкой контента.
Естественно, мир меняется, появляется все больше форматов выставок, и я не исключаю возможности того, что скоро выставки будут полностью виртуализированы. Но это случится после того, как «вымрут» так называемые посредники между создателями и потребителями контента, такие как Netflix и YouTube – когда технология блокчейн плотно войдет в медиасферу.

Нина Ромодановская:
Как, в целом, виртуализация повлияет на медиасферу?

Александра Модестова:
Мир стремительно виртуализируется. И вся индустрия, так или иначе связанная с производством, упаковкой, доставкой контента к аудитории, будет расти параллельно с этой потребностью – заполнять досуг виртуальным, но осязаемым всеми органами чувств опытом. Как я уже говорила, благодаря технологии блокчейн отпадет необходимость в посредниках. Тем не менее, напрямую получить контент все равно будет невозможно. Посредником в этом случае станет устройство. С развитием технологий производство контента станет дешевле, ведь понятно, что стоимость создания интернет-роликов значительно ниже цены производства сериалов, таких как, к примеру, «Игра престолов». Также следует отметить, что большинство контента будет содержать рекламу: на сегодняшний день весь контент YouTube – либо advertasing based, либо – полностью бесплатный.
Визионер и наш общий друг Александр Шульгин много рассказывал о концепции возникновения цифровых государств. Согласно его теории, в мире будет создано пять-семь таких государств – замкнутых интернет-систем, базирующихся на некой культурной и языковой общности. Так, к примеру, на сегодняшний день Китайское цифровое государство можно считать уже сформированным. Китайцы предвосхитили будущее, создав систему, ограниченную доступом в интернет к определенным доменным адресам, а также языком.

Будет интересно:  Иван Босильчич: «Мой персонаж — пример человека, выбирающего ложных кумиров»

Нина Ромодановская:
Как ориентироваться в огромном потоке контента после исчезновения Netflix, Amazon, других онлайн-площадок, которые представляют собой, в том числе, и бесценный рекомендательный сервис?

Александра Модестова:
В России на сегодняшний день уже есть решение этой проблемы – компания Яндекс, которая анализирует имеющиеся данные и может предоставить наиболее точные рекомендации своим пользователям. Сервис активно развивается, продюсером коммерческого департамента назначен Николай Головин, создавший собственную студию по производству контента в США и вернувшийся ради этой должности в Россию. А вообще, по приблизительным данным, современный человек тратит более 40 минут в день на то, чтобы выбрать шоу, сериал или фильм для просмотра. Контента очень много, плюс за внимание зрителей сейчас борется пользовательский контент, к которому относится творчество блогеров.

Нина Ромодановская:
Если продолжать тему значительных изменений в мировом медиапространстве – можешь выделить какие-то основные тенденции в этом процессе?

Александра Модестова:
На сегодняшний день, основная тенденция – борьба за контент. В индустрии происходят слияния и расширения медиатек. Сейчас взаимодействие с разными типами контента на разных носителях занимает примерно половину свободного времени человека, поэтому сегодня нет онлайн-платформ, которые не стремились бы создавать собственный продукт. К примеру, Netflix раньше был только посредником, а сейчас стал и создателем проектов, в то время, как компания Disney запускает собственный онлайн-ресурс. Безусловно, борьба за контент не будет простой, хотя бы, потому что существуют такие площадки-библиотеки контента, как YouTube. YouTube не владеет представленными на ресурсе проектами, не имеет на них эксклюзивных прав. И вопрос в том, насколько справедливо он сможет делиться прибылью с создателями контента. Насколько мне известно, российским авторам платят не столько, сколько за рубежом. Сегодня пока непонятно, произойдет ли какой-либо сдвиг в этом вопросе, покинут ли ведущие блогеры платформу из-за несправедливой монетизации?

Нина Ромодановская:
Большое внимание MIPTV уделяет детскому кино. Особенно стоит отметить востребованность на мировом рынке российской анимации. В октябре прошлого года на MIPJunior 2018 ты провела презентацию проектов участников-аниматоров стенда Made in Russia. Какие проекты обычно вызывают наибольший интерес у зарубежных байеров?

Александра Модестова:
Мне кажется, сейчас у зарубежных байеров вызывает интерес большинство анимационных проектов из России. Сегодня российская анимация – уже тренд. Хотя мы только в начале пути, но необходимые условия уже сложились. За последние годы качество российского контента заметно выросло, он стал интересен как отечественному, так и зарубежному зрителю. Анимационные проекты находят отклик в самых разных странах мира. Если говорить конкретно, то популярностью у иностранной аудитории пользуются такие сериалы, как «Маша и Медведь», отражающий русский дух и ментальность. Многие упрекают создателей «Трех котов» за то, что проект напоминает «Свинку Пеппу». Но я в этом не вижу проблемы, ведь его сюжет не заимствован, а переработан. Есть интерес у зарубежный байеров и к сериалу «Оранжевая корова», и ко многим другим отечественным проектам.

Будет интересно:  Дмитрий Глуховский: «По «Тексту» можно смело представлять современную Россию и главную ее проблему - бесправие маленького человека»

Нина Ромодановская:
Недавно в Харбине прошла масштабная выставка, посвященная российско-китайскому сотрудничеству – VI Российско-китайское ЭКСПО. В рамках мероприятия был организован стенд российских проектов. Расскажи пожалуйста об итогах участия отечественных компаний.

Александра Модестова:
Сегодня один из трендов выставочной индустрии – совмещение потребительской и деловой площадки. Именно такой была выставка в Харбине. Российско-китайское ЭКСПО – масштабное мероприятие, в рамках которого в этом году впервые был представлен креативный сектор в лице киноиндустрии. Выставку посетили заместитель председателя КНР Ван Цишань и генеральный директор Российского экспортного центра Андрей Слепнев. Директор по работе с индустрией в компании Экспоконтент Евгения Маркова проделала колоссальную работу. Участники выставки, анимационные компании Wizart и Рики, уже имели опыт сотрудничества с китайскими партнерами, а их бренды пользуются широкой известностью на территории КНР. Также были представлены проекты студий Паровоз, Союзмультфильм, игровые фильмы от компаний ЦПШ, All Media и других. В целом, российский контент вызвал большой интерес, как у гостей, так и у профессионалов отрасли. По данным отчета сотрудников, работавших на стенде, оказалось, что около 40% зарубежных посетителей знают о таких анимационных сериалах, как «Малышарики» и «Смешарики». Китайские представители реализовывали лицензионную продукцию российских компаний и по итогам выставки были очень довольны результатами продаж.

Разница менталитетов и подходов создают некий барьер к успешному сотрудничеству российских и зарубежных кинематографистов.

Нина Ромодановская:
Россия в последнее время находится в непростой ситуации на международной арене. Каковы перспективы экспорта российского кино за рубеж?

Александра Модестова:
Разница менталитетов и подходов создают некий барьер к успешному сотрудничеству российских и зарубежных кинематографистов. Зачастую наши проекты не понятны иностранным зрителям – они не могут идентифицировать себя с персонажами отечественных фильмов, мотивация и поступки которых им не ясны. Но это вовсе не означает, что они им не интересны. Тем не менее, в России создается очень мало универсальных архитипичных проектов, тогда как кинематографисты в США и других странах мира сосредотачивают свои усилия именно на этом. В числе наиболее удачных примеров отечественного универсального контента – сериалы продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова «Эпидемия», «Аванпост», «Идентификация». Среди успешно продающихся на международные рынки – фильмы производства Star Media. Также компания добилась отличных результатов в продвижении своего YouTube-канала. В целом, за последние годы спрос на российскую кинопродукцию заметно вырос как внутри страны, так и за рубежом. За последние несколько лет появились первые масштабные копродукции с зарубежными партнерами, качественный контент востребован на международном рынке. Крупнейшие мировые дистрибьюторы следят за новыми проектами из России и покупают лучшее, несмотря на санкции и политические ограничения.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться