Дата:16.04.2021

Берлинале 2021: искупление морем в фильме «Альбатрос» Ксавье Бовуа

2 марта в рамках основного конкурса Берлинского международного кинофестиваля состоялась мировая премьера драмы «Альбатрос» / «Albatros» / «Drift Away» французского режиссера Ксавье Бовуа. Фильм о роковой ошибке, сожалении, отчаянии, смятении и, наконец, искуплении, а главную роль в нем исполнил многократный номинант на премию Сезар, любимец братьев Даденн, Жереми Ренье.

Главный герой истории — полицейский. Бовуа уже работал с похожей темой «закона и порядка» в своем фильме «Молодой лейтенант», получившем Приз ассоциации европейских кинотеатров на Венецианском кинофестивале. Сюжет новой картины достаточно прост: офицер полиции Лоран живет обычной жизнью в маленьком городке в Нормандии, несет службу и планирует жениться на Мари, с которой у него есть дочь, но однажды спокойное существование переворачивает событие, которое изменит его маленький мирок.

Лента четко разделена на две части. В первой мы видим будни полицейского участка. Лоран со своими коллегами наводит порядок в родном городе — они разбирают повторяющиеся случаи самоубийств на пляже, выгоняют буйных пьяниц из паба, а в перерывах заказывают себе китайскую еду и размышляют, где провести очередной отпуск. Возвращаясь домой к своей невесте Мари и дочери Поулет, Лоран оставляет все тяготы профессии снаружи. В своей полицейской драме Ксавье Бовуа тратит порядка сорока минут, знакомя нас с провинциальным полицейским и его работой, в какой-то момент кажется, что весь фильм будет таким — реалистичным, но максимально скучным портретом полиции в Нормандии. Но внезапно происходит трагическое событие в жизни Лорана, и его карьера, да и жизнь, оказывается под угрозой — он случайно убивает фермера Жульена, угрожающего покончить с собой.

Почему «Альбатрос»? Название фильма можно связать с самой морской птицей, которая считается одной из самых крупных летающих птиц на земле, размах ее крыльев может достигать 3,7 метров, она же является и символом бремени вины. Для моряков увидеть альбатроса было добрым знаком, а убить или ранить его — дурным знамением, навлекающим беду. Но в фильме проводится параллель и с моделью парусника с названием «Альбатрос» на корме, который бережно хранит главный герой у себя на полке. Столкнувшись в море с буйными волнами, парусник легко может пойти ко дну…

Будет интересно:  Цвета истории: реставрация и колоризация советской киноклассики

Измученный Лоран убегает, а точнее уплывает от проблем, чтобы разобраться в себе, гонимый ветром морских просторов, своего рода отплывает в экзистенциальное путешествие. На первый взгляд, это лишь искусственная, иллюзорная свобода, однако же именно в открытом море, пройдя через шторм, герой приходит к искуплению. Все происходит под песнопения хора с ангельскими голосами (учитывая, что музыки до этого в фильме совсем не было) — слишком плоская и примитивная метафора, вызывающая лишь грустную ухмылку. Однако зритель понял — море для героя становится местом спасения души. 

Из плюсов фильма можно отметить камеру Жюльена Хирша («Альбатрос» — единственный фильм Бовуа, в котором он не работает со своим постоянным оператором Каролин Шампетье), которая выхватывает очень яркие эмоции персонажей, при этом оставаясь к ним очень близко, создавая тесный контакт со зрителем. 

Бовуа, конечно же, говорит не только о теме избавления от страданий конкретного человека, он рассуждает о реформе всей системы полиции, правда, достаточно поверхностно. Маленький нормандский портовый городок становится для этого лишь декорацией.  А в центре — жизнь человека, которая очень хрупка, как тот самый макет парусника «Альбатрос», который стоит у главного героя на полке, расправив свои белоснежные паруса.

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться