Дата:07.08.2020

Европейская кинотеатральная инфраструктура продолжает расширяться

ПрофиСинема продолжает серию публикаций о результатах исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В материале речь пойдет о росте количества экранов в европейских странах и посещаемости фильмов европейского производства как в Европе, так и во всем мире.

Количество экранов в Европе увеличивается год от года

Учитывая 239 новых экранов в 2018 году, их общее число в странах ЕС выросло до 33 267. По данным Обсерватории, общий рост с 2014 года составляет 6,3%, хотя и с незначительными темпами из года в год (+0,7%). В 2018 году темпы роста числа экранов немного замедлились в большинстве стран ЕС, а на пяти рынках было зафиксировано снижение. Наибольший спад в Италии (-2,1%), где закрылось 110 киноплощадок. Наибольший прирост количества экранов наблюдался в Великобритании (+76 экранов), Франции (+69), Германии (+46), а также в Швеции (+21) и Португалии (+16). Кинотеатральная инфраструктура продолжает расти и в большинстве восточноевропейских стран, таких как Словакия и Румыния (+18 экранов), Чехия (+14) и Венгрия (+12).

Европейская кинотеатральная инфраструктура продолжает расширяться

В целом по Европе (страны ЕС плюс Босния и Герцеговина, Швейцария, Грузия, Исландия, Лихтенштейн, Северная Македония, Норвегия, Россия и Турция) в 2018 году было открыто 908 новых экранов, а в общей сложности количество экранов – 42 575  (+2,2% по сравнению с 2017 годом; +11,0% по сравнению с 2014 годом). Эти показатели обусловлены, в основном, большими темпами роста в России и Турции, где количество экранов выросло соответственно на 8,9% и 6,9% в годовом исчислении (+428 экранов и +185 экранов).

Общее количество кинотеатров в Европе также выросло в 2018 году (+0,8% по сравнению с 2017 годом), причем между странами наблюдаются значительные различия: в то время как на крупных западноевропейских рынках этот рост, по-видимому, выровнялся, в ряде восточноевропейских и Балтийских стран, таких как Эстония (+20,0%), Россия (+18,5%) и Латвия (+17,4%), наблюдается обратное.

Будет интересно:  Коронавирус и индустрия: кинопоказ vs онлайн, что будет с прокатными окнами после пандемии

Плотность экранов на территориях европейских стран также растет

Уровень плотности экранов в Европе увеличился в 2018 году (+1,9% по сравнению с 2017 годом; +9,5% по сравнению с 2014 годом) и составляет 5,5 экранов на 100 000 жителей (6,4 в странах ЕС). В очередной раз были отмечены сильные различия между странами, поскольку большинство восточноевропейских стран (за исключением Чехии) имеют меньше экранов, чем в среднем по Европе. В период с 2014 по 2015 год на нескольких особо развитых рынках (таких как Польша, Словакия и Венгрия) наблюдался резкий рост этих показателей, что говорит о том, что кинотеатральная инфраструктура здесь имеет возможности для расширения.

Европейская кинотеатральная инфраструктура продолжает расширяться

Европейские кинотеатры почти полностью оцифрованы

Переход на цифровое оборудование в Европе практически завершен, а уровень проникновения цифровых технологий составляет 97,3% в 34 странах (страны ЕС плюс Швейцария, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Россия и Турция), по которым имелись данные. Экраны были полностью оцифрованы в 16 странах в 2018 году, а еще в 14 странах показатель оцифровки превысил 90%. Только четыре страны отстали в процессе оцифровки, причем показатели значительно ниже среднеевропейских: Литва (84,0%), Греция (82,2%), Словакия (74,1%) и Чехия (50,6%).

Посещаемость европейских фильмов в странах ЕС увеличилась в 2018 году

Как и в 2017 году, снижение кинотеатральной посещаемости в странах ЕС в 2018 году было обусловлено главным образом снижением посещаемости американских фильмов, не компенсируемым увеличением продаж билетов в европейские фильмы: общее количество проданных билетов на американские фильмы снизилось примерно на 54 миллиона в 2018 году, в то время как количество проданных билетов на европейские фильмы увеличилось с 268 миллионов до 281 миллиона, что на 5% больше, чем в 2017 году. На фоне снижения общей посещаемости кинотеатров в странах ЕС на 3,1% в 2018 году доля от общего числа посещений у европейских фильмов выросла с 27,3% до 29,4%, что является вторым по величине показателем за последние пять лет. В это же время доля американского кино в общем количестве проданных билетов в странах ЕС уменьшилась с 65,9% до 62,3% – самый низкий показатель с 2012 года.

Будет интересно:  Российское кино: очень краткая история

Фильмы «Богемская рапсодия» и «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» стали единственными двумя британскими картинами с привлеченными американскими инвестициями, вошедшими в топ-20 по количеству проданных билетов. Такие копродукционные проекты Великобритании и США, по оценкам специалистов, увеличили посещаемость на 17 миллионов человек, а долю в общем количестве проданных билетов с 4,2% до 6,1%.

Наконец, посещаемость фильмов из других стран мира сократилась примерно на 6 миллионов (-23%) в 2018 году, а доля в общем количестве проданных билетов снизилась с 2,6% до 2,1%.

Европейская кинотеатральная инфраструктура продолжает расширяться

Посещаемость фильмов европейского производства повысилась как на национальных, так и на внешних рынках

По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, в 2018 году было выпущено более 6500 европейских игровых фильмов, на которые суммарно было продано около 280 миллионов билетов. Около 70% этих билетов (196 миллионов по сравнению с 188 миллионами в 2017 году) были проданы на их национальных внутренних рынках, в то время как 84 миллиона билетов – на внешних рынках (по сравнению с 80 миллионами в 2017 году). Таким образом, как посещаемость, в среднем, увеличилась примерно на 4,6% по сравнению с 2017 годом.

В то время как британские фильмы, включая «Агент Джонни Инглиш 3.0» (7,1 миллиона проданных билетов в странах ЕС), «Темные времена» (6,6 миллиона), «Дикие предки» (3,7 миллиона), «Пассажир» (3,5 миллиона) и «Приключения Паддингтона 2» (2,6 миллиона), представляли собой наиболее успешные экспортные фильмы по всему ЕС, многие европейские картины особенно хорошо зарекомендовали себя и на соответствующих национальных рынках и внесли свой вклад в высокие доли национального рынка в общем количестве проданных билетов. Примеры: Франция (39,5%; топ-фильм: «От семьи не убежишь» (6,4 млн)); Польша (33,5%; топ-фильм: «Клир» (5,4 млн)), Дания (29,6%; топ-фильм: «Мистериум. Журнал 64» (0,8 млн)); Литва (27,5%; топ-фильм: «Пепел в снегу» (0,2 млн)); Финляндия (23,6%; топ-фильм: «Дед, привет» (0,3 млн)), Германия (23,5%; топ-фильм: «Джим Пуговка и машинист Лукас» (2,0 млн)); Чехия (23,3%; топ-фильм: «Чего хотят мужчины» (0,6 млн)); Италия (23,0%; топ-фильм: «Лучше дома места нет» (1,6 млн)); Латвия (22,1%; топ-фильм: «Homo Novus» (0,1 млн)).

Будет интересно:  Коронавирус против кинофестивалей

Европейская кинотеатральная инфраструктура продолжает расширяться

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:

  • Европейский аудиовизуальный рынок: диспропорции в размерах, структуре и росте
  • Экспорт сериалов и рынок аудиовизуальных сервисов в Европе и странах ЕС
  • Экспорт европейских фильмов снизился в 2018 году
  • Обзор каталогов VOD: соотношение фильмов и сериалов на TVOD- и SVOD-платформах
  • Финансирование кино в Европе: социо-культурное многообразие – одно из основных условий гранта
  • Производство мини-сериалов в Европе растет большими темпами
  • Гендерное (не)равенство: женщины–режиссеры в Европе в меньшинстве
  • Финансирование кино в Европе: основные источники – господдержка и вещатели

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться