Дата:07.08.2020

Европейский аудиовизуальный рынок: диспропорции в размерах, структуре и росте

Портал ПрофиСинема продолжает серию публикаций о результатах исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В материале речь пойдет о структуре аудиовизуальных групп в Европе, размерах рынка в разных странах, диспропорции в доходах и различных темпах роста.

Рост международной конкуренции за европейскую аудиторию

Американские медиа-группы являются движущей силой растущей интернационализации европейского телевизионного сектора. В 2018 году они были как самыми вездесущими аудиовизуальными группами в Европе, так и явными лидерами по доле аудитории на внешних рынках. После двух крупных отраслевых слияний – приобретения British Sky компанией Comcast в ноябре 2018 года и 21st Century Fox компанией Walt Disney в марте 2019 года – влияние американских аудиовизуальных групп в Европе усилилось.

В ТОП-20 аудиовизуальных групп по охвату европейской аудитории общая рыночная доля американских групп составила 11%. Этот показатель на внешних рынках у европейских групп составляет 5%. Успех американских групп в европейском телевизионном секторе является, скорее, исключением, так как конкуренция за европейскую аудиторию – это в основном национальный бизнес, в котором доминируют, среди ведущих игроков, ряд европейских групп с внутренней направленностью.

Европейский аудиовизуальный рынок: диспропорции в размерах, структуре и росте

Большинство из этих европейских групп имеют значительную часть своей аудитории только на соответствующем внутреннем рынке. Исключениями являются, например, Bertelsmann, чья доля на внешнем рынке в 2017 году была больше, чем ее доля на немецком рынке, и итальянская компания Mediaset, которая захватила значительную часть аудитории на испанском телевизионном рынке.

По охвату территорий преимущество у американских групп

Американские группы по-прежнему охватывают большее количество территорий по всей Европе в 2018 году по сравнению с их конкурентами. Сравнение вещательной активности аудиовизуальных групп по странам показывает, что в 2017 году американская компания Discovery вещала на 26 различных европейских территориях. За ним следовали Viacom (25), The Walt Disney Company (23; включая 21st Century Fox), AT&T (22; включая WarnerMedia) и Comcast (19; включая Sky), в то время как, например, японская корпорация Sony была активна в 13 странах. Наиболее интернационализированной европейской аудиовизуальной группой с точки зрения вещательной деятельности была немецкая компания Bertelsmann, работающая на 14 различных территориях, за ней следуют шведская Kinnevik (10) и BBC (8).

Будет интересно:  Сериалы. Новинки марта 2020 (Часть 2)

Европейский аудиовизуальный рынок: диспропорции в размерах, структуре и росте

Доминирование зарубежных телеканалов на национальных рынках

В большинстве европейских аудиовизуальных рынков иностранные игроки добиваются огромного успеха, причем некоторые зарубежные группы затмевают долю рынка отечественных. В 2017 году на долю зарубежных игроков приходилось более 20% аудитории на 26 европейских аудиовизуальных рынках, а в 10 странах на долю иностранных телеканалов приходилось более 50% доли национальной аудитории. Страны, в которых значительная доля национального рынка принадлежит иностранным группам, как правило, имеют меньшие аудиовизуальные рынки.

Аудиовизуальный рынок меньше 1 млрд евро в 13 из 37 европейских стран

В 2018 году из 37 европейских стран, по которым имелись данные, в 17 аудиовизуальный рынок оценивался от 1 до 5 млрд евро, в 13 – менее 1 млрд евро. На долю трех крупнейших европейских стран (Германия – 23 млрд евро в 2018 году; Великобритания – 22 млрд евро; Франция – 16 млрд евро) приходилось 54% всего аудиовизуального рынка стран ЕС (114 млрд евро) и 48% европейского рынка (129 млрд евро).

Рыночная стоимость аудиовизуальной продукции, измеряемая в евро, на одного жителя, варьируется в зависимости от покупательной способности и обменного курса. Восемь стран превысили отметку в 300 евро, включая четыре скандинавские страны (Норвегия, Дания, Финляндия и Швеция), а также Швейцарию, Португалию, Великобританию и Австрию. Стоимость аудиовизуальной продукции на одного жителя ниже 100 евро зафиксирована в восьми странах (Босния и Герцеговина, Грузия, Латвия, Литва, Черногория, Румыния, Россия и Турция).

Европейский аудиовизуальный рынок: диспропорции в размерах, структуре и росте

В структуре доходов различных аудиовизуальных рынков наблюдаются существенные диспропорции

Структура доходов различных аудиовизуальных рынков также отличается. На трех крупнейших европейских рынках доля телевизионной рекламы примерно одинакова (около четверти всех доходов), но платное телевидение и сервисы, предоставляющие видео по запросу, более развиты в Великобритании (41%), чем во Франции (38%) или Германии (32%), а доля государственного финансирования в Германии (35%) гораздо выше, чем во Франции (24%) или Великобритании (31%). Кассовые сборы в кинотеатрах составляли 8% выручки во Франции против 7% в Великобритании и 4% в Германии.

Будет интересно:  Вечный принц

Доля сервисов, предоставляющих видео по запросу, также существенно варьируется между странами, независимо от размера рынка. В 2018 году, в среднем, такие сервисы составляли 6,1% аудиовизуального рынка в ЕС и 6,2% рынка ЕС плюс другие европейские страны, по которым имелись данные. Эта доля была значительно выше в странах Северной Европы (15% в Дании и Норвегии, 12% В Швеции и 9% в Финляндии) и в Нидерландах (10%). Среди четырех основных рынков Европы этот показатель составил 9% в Великобритании, 7% в Германии, 5% в Италии и 4% во Франции. Самый низкий процент выявлен в Португалии, Северной Македонии и Словакии (1%), а также в Черногории и Болгарии (2%).

В шести странах Европы отмечен значительный рост рынка

Еще одно ключевое различие заключается в темпах роста аудиовизуального рынка в каждой стране. Среднегодовые темпы роста за период с 2014 по 2018 год составили 1,9% в ЕС и 1,6%, если рассматривать ЕС вместе с другими европейскими странами, по которым имелись данные. В трех странах средние темпы роста превышали 10% (Словакия, Португалия и Черногория), а в трех других (Болгария, Чехия, Литва) они составляли от 7 до 10%.

Европейский аудиовизуальный рынок: диспропорции в размерах, структуре и росте

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:

Экспорт сериалов и рынок аудиовизуальных сервисов в Европе и странах ЕС

Экспорт европейских фильмов снизился в 2018 году

Обзор каталогов VOD: соотношение фильмов и сериалов на TVOD- и SVOD-платформах

Финансирование кино в Европе: социо-культурное многообразие – одно из основных условий гранта

Производство мини-сериалов в Европе растет большими темпами

Гендерное (не)равенство: женщины–режиссеры в Европе в меньшинстве

Финансирование кино в Европе: основные источники – господдержка и вещатели

Будет интересно:  Препарат профессора Гибберна

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться