Дата:11.07.2020

Гендерное (не)равенство: женщины–режиссеры в Европе в меньшинстве

Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. Этот материал о выявленном гендерном дисбалансе среди режиссеров европейских фильмов – только 21% из них снимают женщины.

Анализ основан на выборке из 21054 игровых фильмов из Европы, произведенных в период с 2003 по 2017 год и выпущенных в кинотеатральный прокат (по крайней мере в одной европейской стране) в период с 2003 по 2018 год.

Всего лишь пятая часть европейских фильмов снята женщинами

Женщин среди всех режиссеров европейских фильмов – 2997, что составляет 21% от общего числа. Анализ показал, что женщины-режиссеры, как правило, работают над меньшим количеством фильмов, чем их коллеги-мужчины. Почти половина женщин-режиссеров сняли только один полнометражный фильм за исследуемый период (по сравнению с 40% мужчин-режиссеров) и только 30% работали более чем над двумя фильмами (у мужчин показатель – 39%).

Гендерное (не)равенство: женщины–режиссеры в Европе в меньшинстве

Существенного увеличения доли фильмов, снятых женщинами, не произошло

В общей сложности только 17% игровых фильмов из выборки были сняты одной или несколькими женщинами, что соответствует 3618 фильмам. Мужчины-режиссеры работали над 16 789 картинами, что составляет 80% от общего количества. А 647 лент (3%) сняты режиссерами обоих полов.

Доля фильмов, снятых женщинами-режиссерами, за период с 2003 по 2017 год выросла лишь незначительно – с 15% в 2003 году до 19% в 2017 году. И этот рост обусловлен лишь увеличением количества документальных лент, снятых женщинами.

Однако между европейскими рынками наблюдаться значительные различия в показателях. Среди всех приведенных в выборке стран во Франции – наибольшее количество фильмов, снятых женщинами-режиссерами в период с 2013 по 2017 год – 307 картин. Этот показатель также достаточно высокий (в сравнении с другими странами) в Нидерландах (33%), Швеции и Латвии (31%), а также Норвегии и Австрии (29%).

Будет интересно:  Препарат профессора Гибберна

Большинство фильмов, снятых женщинами, являются игровыми (65%), доля документальных лент за последние годы резко возросла, достигнув 42% в 2017 году по сравнению с 16% в 2003 году.

Кинотеатральная посещаемость фильмов женщин-режиссеров крайне мала

В общей сложности, на картины женщин-режиссеров приходится лишь 8% от всех проданных билетов на европейские фильмы в период с 2003 по 2017 год. Эта доля значительно ниже общей доли фильмов, снятых женщинами (17%). Одно из логичных объяснений этого несоответствия заключается в том, что женщинам-режиссерам обычно доверяют кинопроекты с более низкими бюджетами, чем их коллегам-мужчинам. А именно высокобюджетные фильмы в прокате получают большее количество сеансов, и, соответственно, проданных билетов.

В отличие от доли самих фильмов, не наблюдается последовательной тенденции к росту кинотеатральной посещаемости лент женщин-режиссеров уже в течение многих лет. Лишь в 2016 году был зафиксирован необычайно высокий процент проданных билетов на картины, снятые женщинами – 15%. Но и этому есть объяснение – в тот год кассовый успех был у британской комедии Шэрон Магуайр «Бриджит Джонс 3», на которую продали почти 18 миллионов билетов по всей Европе.

Гендерное (не)равенство: женщины–режиссеры в Европе в меньшинстве

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:

  • Финансирование кино в Европе: основные источники – господдержка и вещатели

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться