Дата:05.08.2021

«Герой» Асгара Фархади в Каннах: старая сказка на новый лад

Во вторник, 13 июля в основном конкурсе 74 Каннского кинофестиваля прошла премьера драмы «Герой» Асгара Фархади. Это уже четвертый фильм режиссера, попавший в Канны. История о честном, но бедном каллиграфе, который поступил правильно, но чуть-чуть соврал, и его злом родственнике балансирует между восточными сказками из «Тысячи и одной ночи» и современной социальной драмой.

Жил-был в иранском городе Ширазе бедный каллиграф Рахим (Амир Джадиди). Захотел он с компаньоном открыть свой бизнес и занял у ростовщиков много денег. Компаньон взял, да и пустился в бега вместе с деньгами. А ростовщики стали требовать вернуть долг. Пришлось тогда бывшему тестю Бахраму (Мохсен Танабандех) погасить долг перед ростовщиками. Настало время вернуть деньги, да вот незадача — нет их у Рахима, и пришлось ему сесть в долговую тюрьму. Была у героя тайная невеста Фархондех (Сахир Голдуст). Нашла она однажды женскую сумку с 17 золотыми монетами. Обрадовались герои, решили продать монеты и погасить большую часть долга Бахраму. Однако, когда они пришли к оценщику, выяснилось, что золото резко подешевело, и не смогут они выручить нужной суммы. Понимает тогда Рахим, что это знак свыше, и решает вернуть монеты потерявшей их женщине. Об этом узнают телевизионщики, и Рахим становится местным героем. Но не все считают его таковым, злые люди распускают слухи, что Рахим все придумал, не было никаких монет, и ничего он не находил и никому не возвращал.

«Герой» Асгара Фархади в Каннах: старая сказка на новый лад

Неоспоримое достоинство «Героя» Асгара Фархади, как, впрочем, и его предыдущих работ в том, что они позволяют взглянуть на жизнь простых граждан Ирана изнутри. Это особенно ценно, пока страна остается во многом закрытой по идеологическим причинам. Фархади наглядно показывает, что современные тенденции не обходят иранское общество стороной. Соцсети заняли столь же важное место, как и в других странах мира, а возможно и большее. Если раньше общественное мнение формировалось на базаре, как центре социальной жизни, то теперь его место заняли соцсети, напрямую влияющие на действия и решения телевизионщиков и местных властей, администрации тюрьмы и благотворительной организации. 

Будет интересно:  Итоги уикенда с 4 по 7 марта: «Райя и последний дракон» стартовала с первого места

В эпоху, когда правят социальные сети, что значит быть настоящим героем? Если вы знаете, что поступили правильно, можно ли из лучших побуждений правду немного изменить? А что делать, если защита собственной чести неизбежно означает вовлечение в публичную сферу кого-то другого? Новая драма иранского режиссера Асгара Фархади ставит эти вопросы. Но ставит лоб, и потому проигрывает в зрительском восприятии.

«Герой» Асгара Фархади в Каннах: старая сказка на новый лад

Сделанный, безусловно, мастерски, с замечательной актерской игрой Амира Джадиди, «Герой» оставляет после просмотра смешанные чувства. Картина выходит за рамки социальной драмы, но вот до уровня притчи не дотягивает, оставаясь где-то между. Характеры героев написаны одной краской, без полутонов. Для обычного человека Рахим чересчур идеальный, почти сказочный герой, но при этом, временами очень прагматичный. Тесть, настоящий восточный торговец, коварный, жадный до денег, ненавидит бывшего мужа своей дочери. Невеста – типичная женщина Востока, покорная любой воле любимого или старшего брата. Сын – просто несчастный заика. События происходят так, как происходят, потому что иначе кино бы не случилось. Никаких неожиданных поворотов сюжета, и, как следствие, финал, увы, также удручающе предсказуем.

«Герой» Асгара Фархади в Каннах: старая сказка на новый лад

«Герой», получил смешанные отзывы в каннской прессе, но занял место в пятерке лидеров в рейтинге авторитетного журнала Screen. Фестиваль стремительно движется к финалу, впереди всего несколько конкурсных показов и уже через два дня будут известны обладатели призов.

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться