Дата:03.06.2020

Индекс ПрофиСинема в марте 2020 года: хроника катастрофы

В марте эпидемия коронавируса внесла свои коррективы в кинобизнес и, соответственно, в Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии, который впервые за одиннадцать лет наблюдений достиг исторического минимума. Начиная с апреля, поскольку кинотеатры закрыты, опросы по Индексу ПрофиСинема будут приостановлены на неопределенный срок.

Значение индекса марта в дистрибьюции — 3,14 (прогноз на март — 6,35)
Значение индекса марта в кинопоказе — 3,09 (прогноз на март — 7,58) 

Индекс ПрофиСинема в марте 2020 года: хроника катастрофы

Март прошел под знаком лавинообразного схлопывания кинопоказа. Четвертого марта стало известно, что мировая премьера 25 фильма бондианы, запланированная на 31 марта в Лондоне, перенесена на ноябрь. Новый фильм о Джеймсе Бонде «Не время умирать» стал первой голливудской рейтинговой картиной, начало проката которой было отложено из-за вспышки коронавируса.  Затем сообщения об отменах и переносах крупных релизов стали приходить каждый день. В России к непростой ситуации, связанной с пандемией, прибавился еще экономический фактор – резкое падение цен на нефть, обрушившее рубль почти на треть.

Индекс ПрофиСинема в марте 2020 года: хроника катастрофы

Еще до объявления о закрытии кинотеатров кассовые сборы в России весь март стремительно снижались от уикенда к уикенду. Результаты 10 уикенда (с 5 по 8 марта) стали худшими за последние три года. Тогда же стартовал «Бладшот» от SPPR, последний релиз марта, названный кинопоказчиками в числе перспективных с точки зрения сборов.

Неделей позже (уикенд с 12 по 15 марта) сборы упали сразу на 38%. Основной причиной кинопоказчики называли слабый репертуар, коронавирус еще воспринимался основной массой россиян, как нечто далекое и мало влияющее на их жизнь.

На уикенде с 19 по 22 марта первая (пока информационная) волна пандемии вместе с отсутствием крупных релизов приводит к падению кассы ТОП-10 еще на 58% к предыдущему показателю. По количеству проданных билетов установлен антирекорд за последние 12 лет, а по бокс-офису в рублях – более чем за 10, отбросив прокат на уровень 2010 года, когда курс российской валюты к доллару и евро был почти в два с половиной раза ниже. Еще в середине марта, до появления рекомендаций Минкульта и введения ограничений властями на количество человек в зале, многие кинопоказчики указывали на нерентабельность продолжения работы в сложившейся ситуации и прорабатывали схемы минимизации убытков при вынужденном простое.

24 марта правительство поручило региональным властям приостановить деятельность кинотеатров. 30 марта объявлено в большинстве регионов России первым днем жесткой самоизоляции, подавляющее число отечественных кинотеатров закрылось на неопределенный срок.

Уикенд с 26 по 29 марта стал последним, когда кинопоказ продолжался в небольшой части залов. Результат последнего мартовского уикенда предсказуемо оказался худшим за всю современную историю кинопоказа в России. Естественно, такое положение дел отразилось на оценках и кинопоказчиков, и дистрибьюторов, снизивших цифры за март относительно прогноза более чем в два раза.

Прогнозный индекс марта в дистрибьюции — 1,62
Прогнозный индекс февраля в кинопоказе — 1,27

Индекс ПрофиСинема в марте 2020 года: хроника катастрофы

Ближайшая перспектива также не сулит ничего хорошего для киноотрасли. Эксперты уверены, что далеко не все кинотеатры смогут открыться после того, как с эпидемией удастся справиться. Численные прогнозы делать еще очень рано, неясно, как долго продлятся ограничения и какую поддержку смогут оказать местные, региональные и федеральные власти. Общие потери рынка можно будет посчитать только по итогам второго квартала, когда, надеемся, пик пандемии уже пройдет.

Однако, когда кинотеатры начнут открываться, они столкнутся с несколькими очень серьезными проблемами одновременно, как со стороны предложения, так и со стороны спроса.

Во-первых, дефицит контента: все голливудские блокбастеры перенесены на осень.
Во-вторых, падение доходов, неизбежное в текущей экономической ситуации, дополненное падением рубля, приведет к дальнейшему снижению покупательской активности аудитории.
В-третьих, в период самоизоляции аудитория кинотеатров вынужденно мигрировала в онлайн. И самые смелые продюсеры решили сыграть на опережение. Фантастический триллер «Спутник» выйдет 23 апреля сразу на нескольких онлайн-площадках.

Некоторые эксперты оптимистично утверждают, что после отмены ограничений зрители, соскучившиеся по офлайн-общению, наполнят кинотеатры. Однако опыт Китая, раньше всех оправившегося от эпидемии коронавируса, этого оптимизма не подтверждает. Уже после отмены ограничений многие кинотеатры в КНР были вынуждены вновь закрыться по причине отсутствия спроса и крайне низкой заполняемости залов. Скорее всего, нечто подобное будет ждать и российский кинопоказ, и спрос будет восстанавливаться крайне медленно.

Следом за сокращением количества кинотеатров с рынка могут уйти небольшие дистрибьюторы. Вероятнее всего, отрасль будет лихорадить минимум до конца текущего года, а рельеф кинопоказа и дистрибьюции в России изменится существенно.

Значение индекса марта в кинопроизводстве — 3,67
Значение индекса февраля в кинопроизводстве — 5,39

Индекс ПрофиСинема в марте 2020 года: хроника катастрофы

Ситуация с пандемией крайне негативно повлияла и на оценки продюсеров. Во-первых, российские релизы, начиная со второй половины марта и до конца мая, перенесены на неопределенный срок. Во-вторых, вероятно, все запущенные проекты приостановят. В-третьих, не понятно, что с финансированием. И Минкульт, и Фонд кино отодвинули сроки. Система онлайн-подач пока не отлажена. И вообще не понятно, как собирать справки для подачи проекта в ситуации всеобщего карантина. Это означает перенос начала финансирования проектов на неопределенный срок. Фильмы, запуски которых планировались на лето, будут отложены, в лучшем случае на осень, а в худшем – на год или даже более.

Будет интересно:  Профессиональный риск: секс, ложь и насилие в западных фильмах о педагогах

Пока глубина коронавирусного падения, усиленного снижением нефтяных котировок, не ясна, но, очевидно, возможности получения частного финансирования также значительно сократятся в среднесрочной перспективе. Все эти факторы вынудили экспертов кинопродюсеров снизить как оценки текущей ситуации, так и прогноз на ближайшую перспективу.

Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 2,67
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,43

Сфера деятельности

Индекс 
Февраля

Февраль прогноз на
1-3 месяца

Индекс марта

Март
прогноз на
1-3 месяца

Кинопроизводство

5,39

5,43

3,67

2,67

Дистрибьюция

6,85

6,35

3,14

1,62

Кинопоказ

8,04

7,58

3,09

1,27

Индекс ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии)

6,76

6,46

3,30

1,85

Индекс ПрофиСинема в марте — 3,30
Индекс ПрофиСинема в феврале — 6,76 

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в марте 2020 года пробил минимумы за всю историю наблюдений и составляет 3,3 («Очень плохо») по десятибалльной шкале. Эксперты по всем направлениям оценили месяц в 2 раза ниже, чем прогнозировали, так как со второй половины марта работа кинокомпаний практически прекратилась и кинотеатры начали закрываться.  

Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца — 1,85
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца — 6,46 

Индекс ПрофиСинема в марте 2020 года: хроника катастрофы

Прогнозное значение на апрель 2020 года у экспертов по всем направлениям также самое низкое за всю историю наблюдений. Не менее половины экспертов либо совсем не решились дать прогноз, либо оценили апрель самым низким значением – «Хуже быть не может».

История наблюдений

В марте 2019 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема был выше текущего – 6,00. Это было самое низкое значение Индекса в первом весеннем месяце за последние 9 лет, с 2011 года. В прогнозах на март эксперты были не слишком оптимистичны. Но реальность оказалась еще хуже. Некоторые респонденты отмечали, что сборы на каникулах оказались на 40% ниже прогнозов. А со второй половины месяца началось неуклонное падение посещаемости и бокс-офиса.
Спас месяц приключенческий экшен «Капитан Марвел» от WDSSPR.
Ситуация, сложившаяся в начале месяца в связи с прокатом двух анимационных картин: «Гурвинек. Волшебная игра» от КиноАтиса и MVK и «Королевский корги» от Вольги, претендовавших на одну дату релиза – 7 марта, им обоим на пользу не пошла. А выиграла во всей этой истории финальная часть анимационной франшизы «Как приручить дракона 3» от UPI, которая после пяти недель проката осталась в середине десятки лидеров.
Из пяти широких российских релизов только два оправдали ожидания кинопоказчиков. Комедия  Резо Гигинеишвили «Трезвый водитель» от WDSSPR и российско-сербская военная драма, спродюсированная Гошей Куценко, «Балканский рубеж» от Фокса.

Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2018 года было выше текущего и составляло 6,17. Вопреки ожиданиям экспертов, после успехов начала года, в марте начался спад зрительской активности. Опасения экспертов по поводу отсутствия в релизной сетке марта явных лидеров оправдались.
У кинопоказчиков были большие ожидания от длинных выходных с 8 по 11 марта, и они не ошиблись – общие сборы Топ-10 фильмов по данным ПрофиСинема в праздничный уикенд превысили 1,18 млрд рублей, что почти в 1,5 раза превышало аналогичный показатель предыдущего года. Однако последующие уикенды показали существенное падение и в зрителях, и в сборах.
Один из самых ожидаемых релизов марта «Тихоокеанский рубеж 2» от UPI работал не так хорошо, как ожидалось.
Приятный сюрприз в марте преподнесла кинопоказчикам российская комедия «Я худею» от UPI. Выйдя в прокат 8 марта, картина уверено заняла первое место в Топ-10 праздничного уикенда.
Конечно, говоря о марте 2018 года, нельзя не упомянуть о трагедии в Кемерово, которая повергла в шок всю страну, существенно встряхнув кинотеатральный бизнес.

Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2017 года было выше текущего и составляло 6,79 балла, что укладывалось в среднестатистические показатели за последние семь лет. Эксперты отмечали, что практически все проекты сработали на уровне ожиданий, и даже лучше. На некоторых площадках фактические сборы на 10-15% превысили прогнозы. 
На первом месте по итогам месяца оказался не «Логан», как прогнозировали кинопоказчики, а «Босс-молокосос» от Фокса. Эксперты предполагали, что анимационный фильм про юного фантазера в озвучке Федора Бондарчука станет блокбастером, но не ожидали от него такой прыти.
Открытием месяца стал хоррор/триллер Найта М. Шьямалана «Сплит», с Джеймсом МакЭвоем в главной роли, от UPI. 
Разочарованием месяца эксперты назвали фантастический боевик «Могучие рейнджеры» от WDSSPR. 
Из десяти отечественных релизов марта только четырем удалось побывать в десятке лидеров с весьма скромными результатами. Все фильмы имели средний прокат. Ни одного отечественного релиза с широкой росписью в марте не выходило, а на последней неделе месяца в десятке лидеров не было ни одного российского фильма.
Эксперты посчитали, что март прошел в целом хорошо. Успешные релизы собрали больше, чем недобрали провалившиеся. Так что общая касса у всех была в плюсе. 

Будет интересно:  Цвета истории: реставрация и колоризация советской киноклассики

Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2016 года было выше текущего и составляло 6,54 балла. В этот период продолжилась стагнация в российском кинематографе, начавшаяся в октябре 2015 года. Эксперты выставляли осторожные оценки по текущей ситуации и в прогнозе. 
Достаточно сильный репертуар, а также каникулярный период и праздники позволили марту 2016 года остаться на среднем уровне показателей за последние полгода.
Один из самых ожидаемых фильмов марта не подвел наших респондентов. Анимационный «Зверополис» от WDSSPR начал ставить рекорды уже на превью-показах. Фильм продержался три недели на первом месте в российском бокс-офисе и на четвертой неделе опустился на вторую строчку, уступив «Бэтмену». «Зверополис» стал самым кассовым анимационным фильмом за всю историю проката в России и странах СНГ. 
Второй блокбастер месяца, по мнению экспертов, также соответствовал ожиданиям. Фантастический боевик «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» от Каро поддержал волну начала марта и, хотя не принес ошеломляющего всплеска, создал равномерную плотность посещаемости.
Только три российских проекта в марте 2016 года смогли попасть в десятку лидеров. Хуже всех в этой тройке сработала комедия «8 лучших свиданий» от ЦПШ.
А вот анимационные «Смешарики. Легенда о золотом драконе» от UPI и комедия «СуперБобровы» от WDSSPR, вышедшие в один день, имели в своем активе практически одинаковые суммы.
Кинопоказчики и дистрибьюторы остались удовлетворены результатами марта 2016. Месяц не принес супердоходов, но и не провалился, что в той экономической ситуации уже было хорошо.

Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2015 года было выше текущего и составляло 6,43 балла. В целом март 2015 показал неплохие результаты, но все же не до конца оправдал ожидания кинопоказчиков и дистрибьюторов.
Некоторые эксперты отмечали, что этому способствовал провал в начале месяца и что следовало бы поменять даты релизов «Золушки» и «Робота по имени Чаппи» от WDSSPR. 
Несмотря на «столкновение» с «Золушкой», кинопоказчики отнесли к успешным релизам фантастический триллер «Робот по имени Чаппи» от WDSSPR, который оставался в десятке лидеров четыре недели, а также фантастический триллер «Дивергент, глава 2: Инсургент» от ЦПШ – продолжение молодежной франшизы.
Что касается российских релизов, то в марте самым ожидаемым фильмом месяца у кинопоказчиков была драма «Духless 2» от UPI режиссера Романа Прыгунова с Данилой Козловским в главной роли. Но она же стала и главным разочарованием месяца. 
Кинопоказчики отмечали отличный старт фантастической комедии «Призрак»  от Нашего кино Александра Войтинского с Федором Бондарчуком в главной роли. 
Март 2015 года не преподнес экспертам ни сюрпризов, ни больших разочарований. Без резких колебаний, что уже было хорошо. Продюсеры, неуклонно снижавшие значение индекса с ноября 2014 года, впервые повысили оценки в прогнозе, что связано прежде всего с традиционно проходящими в это время конкурсами в Фонде кино и Министерстве культуры.

Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2014 года было выше текущего значения и составляло 6,85 балла. Далеко не все релизы оправдали ожидания. Первая половина месяца особенно удручала кинопоказчиков. Наблюдался серьезный провал, связанный со скачком валют и политической обстановкой. Зрители в кино ходили плохо. Единственный успешный день – 8 марта. Каникулы ненадолго вернули кинопрокату весеннее дыхание. 
Основные ожидания наших респондентов в марте 2014 в первую очередь были связаны с четырьмя проектами – главными блокбастерами мартовских уикендов: боевиками «300 спартанцев: Расцвет империи» от Каро и «Need for Speed: Жажда скорости» от WDSSPR, а также с анимационным «Рио 2» от Фокса и экшеном «Ной» от ЦПШ. 
В марте 2014 продюсеры повысили значение индекса на полбалла и остались практически на таком же уровне в прогнозе. И этот оптимизм в первую очередь был связан с конкурсами в Минкульте и ожиданием объявления конкурса в Фонде кино. 
Финансовые прогнозы были крайне пессимистичны. Рост курса валют, возможное существенное сокращение государственного финансирования картин способно заморозить запуск высокобюджетных фильмов.
Кроме того, в связи с событиями в Украине был риск потери достаточно большой доли доходов от реализации телепродукции, до 25-30%.

Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2013 года было выше текущего и составляло 6,4 балла. Месяц оказался немного хуже, чем предполагали кинопоказчики и дистрибьюторы. В результате оценки оказались на полбалла ниже прогнозных и у тех, и у других.
И, хотя кинопоказчики в основном были довольны результатами проката, все-таки считали, что некоторые крупные проекты не дотянули до уровня 100% блокбастера. Лидерами проката марта 2013 стали три картины: «Оз: великий и ужасный» от WDSSPR, анимационная комедия от Фокса «Семейка Крудс» и фэнтези «Джек – покоритель великанов» от Каро. 
Что касается российских картин, то в широкий прокат в последний день февраля вышла комедия Сарика Андреасяна «Что творят мужчины!» от Enjoy Movies и Каро (на первом мартовском уикенде она уже заняла лидирующую позицию, вытеснив «Метро»). 
В целом, в марте 2013 года ситуация несколько улучшилась по сравнению с февралем и наблюдался устойчивый рост кассы, но не такой большой, как предполагали эксперты. Продюсеры оценили март ниже, чем февраль, а также ниже, чем прогнозировали. 

Будет интересно:  Финансирование кино в Европе: основные источники - господдержка и вещатели

Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2012 года было выше текущего значения и составляло 6,95 балла. Тогда эксперты оценили месяц практически так же, как и прогнозировали. Ленты, названные как потенциальные хиты: «Джон Картер», «Лоракс», «Белоснежка», «Гнев Титанов» – оправдали ожидания и получили хорошие отзывы. А вот «Голодные игры», показав отличные результаты на старте, «сдулись» на второй неделе, в отличие от заокеанского проката. Культовая американская история оказалась не близка нашей молодежи. Выше ожиданий сработал диснеевский «Король Лев» в 3D. 

Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2011 года было выше текущего и составляло 6 баллов. Из всех релизов месяца только романтическая комедия «Притворись моей женой» с Дженнифер Энистон и Адамом Сэндлером в главных ролях порадовала показчиков своими результатами – фильм прошел даже лучше, чем от него ожидали. «Служебный роман. Наше время» публика принимала неровно – показатели по этой картине были очень разные. А анимационный фильм «Ранго», на который возлагались большие надежды, прошел крайне неудачно даже во время школьных каникул – многие кинотеатры отмечали, что детям не понравились мрачноватые и странные герои.

Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2010 года было выше текущего и составляло 6 баллов. Респонденты отмечали, что высокие кассовые сборы начала года падали, и релизы будущих месяцев не давали основания надеяться на достаточно стабильную ситуацию. Эксперты в области кинопоказа отмечали, что в течение всего марта кассовые сборы оставались высокими (кроме тех кинотеатров, у которых не было оборудования для стереопоказа), однако к началу апреля посещаемость значительно снизилась. Фильм «Поп» стартовал не очень хорошо. Поэтому кинопоказчики осторожны в прогнозах на апрель, ожидая, тем не менее, высокие результаты проката картин «Битва титанов» и «Утомленные солнцем 2».
Дистрибьюция и особенно кинопоказ с начала года занимали более выгодные экономические позиции относительно кинопроизводства, продюсеры стали более оптимистичными.

Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени. 

Наши эксперты:

Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди),  Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди), Александр Герасимов (Мастер Фильм), Борис Машковцев (Союзмультфильм), Влад Ряшин (Star Media).

Марина Бодягина (20 Век Фокс), Алексей Рязанцев (КАРО), Ия Лебедева (КАРО), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Наталия Хлюстова (WDSSPR), Сергей Некрасов (Вольга), Павел Бартяев (Вольга), Светлана Данилова (Megogo Studios), Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Сергей Сорочкин (СБ фильм), Инна Слаповская (DCP24),  Андрей Иванов (Панорама кино), Наталья Шпилькина (Наше кино), Вера Кутергина (Megogo Studios),  Сергей Рыбиков (Москино), Валерий Мелешков (Престиж кино), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Надежда Мотина (Capella Film), Юлия Борисова (Capella Film), Павел Смирнов (MVK), Дарья Рязанцева (RWV), Александра Геллер (Пионер), Анатолий Сергеев (Кинологистика), Елена Арканова (Magic Film Company). 

Елена Полянская (Олимп, Буденновск), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (Победа, Новосибирск), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (Вавилон, Омск), Денис Джинджолиа (кинотеатр Москва), Ольга Фитенко (Победа, Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (кинотеатр Россия, Нижний Новгород), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (Пирамида, П-Камчатский), Надежда Быстрова (Невский Синема, Санкт-Петербург), Леонова Дарья (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров Каро), Анна Титова (Море Синема), Макарова Ирина (Прага Синема), Богомолова Ирина (Енисей кино), Манерова Майя (сеть кинотеатров Каро), Галина Астафьева (Романов Синема), Александра Гапонова (Фонд кино), Орлов Сергей (Иллюзион), Денисова Юлия (Спартак, Воронеж), Александр Добров (Облака, Пушкино), Андрей Яковлев (КиноГигант, Хабаровск), Елена Бондаренко (Колибри), Виктория Масленкина (сеть кинотеатров Люксор), Олеся Тараканова (Сеть кинотеатров Киноформат), Геннадий Ходос (кинотеатр Поклонка Музея Победы).

 Яндекс.Дзен, Instagram, Телеграм 

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться