Дата:29.11.2020

Индекс ПрофиСинема в октябре 2020 года: отрасль все глубже проваливается в кризис

В октябре 2020 года эксперты снизили значение Индекса предпринимательских настроений в киноиндустрии почти на балл относительно сентября. Часть кинотеатров так и не открылась, а те, что работают, испытывают катастрофические проблемы с контентом и недобором зрителей, крупные релизы постоянно переносятся, съемки под угрозой срыва из-за выявляющихся случаев коронавируса в фильмогруппах. Вторая волна пандемии неизбежна, уже очевидно, что без господдержки отрасли не выжить. Между тем, понимания, как эту поддержку распределить, пока ни у кого нет. Новогодние каникулы станут решающим рубежом в судьбе российского кинопоказа.

Значение индекса октября в дистрибьюции 4,22 (прогноз на октябрь — 3,94)
Значение индекса октября в кинопоказе — 3,26 (прогноз на октябрь — 3,86)

Индекс ПрофиСинема в октябре 2020 года: отрасль все глубже проваливается в кризис

Оценки текущей ситуации у дистрибьюторов и кинопоказчиков разнятся на балл. Открывшиеся кинотеатры стали заложниками ситуации. С одной стороны, отсутствие крупных мейджорских и российских релизов, которые вернули бы аудиторию в кинотеатры, с другой – опасения аудитории перед коронавирусом, привели к тому, что посещаемость очень сильно просела. Общие кассовые сборы за октябрь – 1,3 млрд рублей, что составляет всего лишь 24% от сборов октября 2019 года (5,5 млрд рублей). 

Весь месяц работали главные релизы сентября – «Довод» от Каро Премьер, «Мулан» от WDS, «Стрельцов» от ЦПШ, «После. Глава 2» от Вольги. И только на последней неделе два новых фильма оживили прокат – приключенческое фэнтези Роберта Земекиса «Ведьмы»  от Каро Премьер и комедия с Робертом Де Ниро «Дедушка нелегкого поведения» от Пионера.

С середины осени, как правило, начинался сезон отечественного кино, когда в прокат выходили крупные проекты, но в этом году все не так. В октябре 2020 вышло 16 российских картин, среди них 5 широким прокатом: хоррор «Вдова» от ЦПШ, комедийная мелодрама «Любовь без размера» от Каропроката, биографическая драма «Доктор Лиза» Оксаны Карас от компании Белые ночи, комедии «Гудбай, Америка» от Каропроката и «Глубже!» Михаила Сегала от SPPR. И только двум последним удалось преодолеть планку в 50 млн рублей: комедия «Гудбай, Америка», стартовавшая со второго места, по итогам 4 недель собрала 86 млн, а «Глубже!», также дебютировавший на второй позиции, – 58 млн рублей.

Средний прокат фестивальных картин – драмы «Китобой» Филиппа Юрьева и психологического триллера Валерия Тодоровского «Гипноз» от SPPR – соответственно принес меньшую кассу. А комедия «Хандра» от Пионера и драма «Конференция» Ивана И. Твердовского от Planeta Inform Distribution не собрали ничего.

Будет интересно:  Финансирование кино в Европе: социо-культурное многообразие - одно из основных условий гранта

В целом октябрь можно назвать месяцем выживания, когда «пациент скорее жив, чем мертв», но прогноз по-прежнему негативный.

Прогнозный индекс октября в дистрибьюции — 4,83
Прогнозный индекс октября в кинопоказе — 4,09

Индекс ПрофиСинема в октябре 2020 года: отрасль все глубже проваливается в кризис


От ноября у кинопоказчиков также нет больших ожиданий, дистрибьюторы немного оптимистичнее. Эксперты надеются, что «Ведьмы» раскачают рынок и напомнят зрителям о кинотеатрах. А дальше несколько жанровых фильмов найдут каждый свою аудиторию. Ну и, конечно, нашим респондентам хочется верить, что людям надоест бояться.

Впереди новогодние каникулы, очень важно, чтобы в этот период кинотеатры не остались без кассовых фильмов, российских и голливудских, иначе в 2021 году мы можем потерять рынок кинотеатрального показа, который стриминг пока еще не в состоянии заменить.

Значение индекса октября в кинопроизводстве — 4,27
Значение индекса сентября в кинопроизводстве — 4,06

Индекс ПрофиСинема в октябре 2020 года: отрасль все глубже проваливается в кризис

Волна пандемических проблем докатилась непосредственно до продюсеров. И если текущую ситуацию они оценивают чуть выше, в силу разных причин, то прогнозы дают весьма пессимистичные. И пессимизм этот оправдан. Несмотря на то, что официально съемки разрешены, полноценный съемочный процесс поддерживать очень трудно, продюсеры вынуждены тратить ощутимую часть бюджета на регулярные ПЦР тесты фильмогрупп, а в случае положительных результатов приходится приостанавливать съемки и уходить на карантин. Кроме того, ограничительные меры в разных в регионах значительно отличаются друг от друга, меняются очень быстро и непредсказуемо, что приводит к усложнению логистики, особенно для крупных проектов. 

Продюсеры до сих пор не получили средства, выделенные в этом году на фильмы, от Минкульта и Фонда кино. А те, кто уже вошел в съемки, жалуются, что несмотря на, казалось бы, очевидные и совершенно объективные причины, по которым приходится сдвигать сроки сдачи проектов, продлевать или откладывать съемки, Минкульт не всегда идет навстречу, что грозит потенциальными штрафами.

Оптимистично настроены только продюсеры, которые делают контент для стриминговых сервисов, в этом сегменте рынка есть определенный рост, но, во-первых, это касается, прежде всего, сериальных проектов, а, во-вторых, не понятно, насколько устойчивым останется спрос после того, как первичная фаза завершится и начнется естественный процесс уменьшения количества игроков на рынке за счет слияний или поглощений.

Будет интересно:  Сборы в США и Канаде с 6 по 8 ноября: победу одержали «Кровные узы»

В целом по отрасли ситуация выглядит беспросветной. Надежды на то, что пандемия закончится в ближайшие несколько месяцев нет, но самое главное, нет и надежды на достаточно быстрое восстановление спроса после ее окончания. Процесс миграции аудитории в онлайн начался задолго до появления коронавируса, пандемия лишь ускорила этот процесс. Чем дальше, тем аудитория все больше отвыкает от просмотра кино в кинозале, и вернуть ее после окончания пандемии будет крайне сложно. Как сказал один из наших экспертов: «Кинопоказ, прокат и производство вроде есть, а вот предпринимательских настроений нет».

Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 3,91
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,11

Сфера деятельности

Индекс сентября

Сентябрь прогноз на 1-3 месяца

Индекс октября

Октябрь прогноз на 1-3 месяца

Кинопроизводство

4,06

4,11

4,27

3,91

Дистрибьюция

5,11

3,94

4,22

4,83

Кинопоказ

5,05

3,86

3,26

4,09

Индекс ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии)

4,74

3,97

3,92

4,28

Индекс ПрофиСинема в октябре — 3,92
Индекс ПрофиСинема в сентябре — 4,74

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в октябре 2020 года имеет значение 3,92 («Плохо») по десятибалльной шкале. Эксперты в области кинопоказа и оценили месяц ниже, чем прогнозировали, а продюсеры и дистрибьюторы выше.

Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца — 4,28
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца — 3,97

Индекс ПрофиСинема в октябре 2020 года: отрасль все глубже проваливается в кризис

Прогнозное значение на ноябрь 2020 года у кинопоказчиков и дистрибьюторов выше текущего, а у продюсеров ниже.

По-прежнему некоторая часть наших экспертов не решается давать прогнозы.

Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.

Наши эксперты:

Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Роман Борисевич (Коктебель), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Наталия Дрозд (СТВ), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди), Александр Герасимов (Мастер Фильм), Борис Машковцев (Союзмультфильм), Екатерина Михайлова (Vega Film), Рафаел Минасбекян (ГПМ КИТ).

Будет интересно:  Препарат профессора Гибберна

Марина Бодягина (20 Век Фокс), Алексей Рязанцев (КАРО), Ия Лебедева (КАРО), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Наталия Хлюстова (WDS), Сергей Некрасов (Вольга), Светлана Данилова (Megogo Studios), Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Сергей Сорочкин (СБ фильм), Инна Слаповская (DCP24), Андрей Иванов (Панорама кино), Вера Кутергина (Megogo Studios), Сергей Рыбиков (Москино), Валерий Мелешков (Престиж кино), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Надежда Мотина (Capella Film), Анна Чугреева (Нааше кино), Павел Смирнов (MVK), Дарья Рязанцева (RWV), Ильяс Эдильбаев (Пионер), Анатолий Сергеев (Кинологистика), Елена Арканова (Magic Film Company).

Елена Полянская (Олимп, Буденновск), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (Победа, Новосибирск), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (Вавилон, Омск), Денис Джинджолиа (кинотеатр Москва), Ольга Фитенко (Победа, Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (кинотеатр Россия, Нижний Новгород), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (Пирамида, П-Камчатский), Надежда Быстрова (Невский Синема, Санкт-Петербург), Леонова Дарья (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров Каро), Анна Титова (Море Синема), Макарова Ирина (Прага Синема, Димитровград), Ирина Белова (Енисей кино), Манерова Майя (сеть кинотеатров Каро), Галина Астафьева (Романов Синема), Александра Гапонова (Фонд кино), Орлов Сергей (Иллюзион), Денисова Юлия (Спартак, Воронеж), Александр Добров (Облака, Пушкино), Андрей Яковлев (КиноГигант, Хабаровск), Елена Бондаренко (Колибри), Анастасия Герасимова (сеть кинотеатров АСКИНО), Олеся Тараканова (Сеть кинотеатров Киноформат), Геннадий Ходос (кинотеатр Поклонка Музея Победы), Александр Сухарев (Смена, Киров), Виктор Рудман (Мираж Синема).  

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться