Дата:26.07.2021

«Искушение» Пола Верховена: приправленная религиозностью эротика в Каннах

9 июля в рамках 74 Каннского кинофестиваля прошла премьера эротической драмы Пола Верховена «Benedetta», которая в российском прокате будет называться «Искушение». Действие фильма, включенного в основной конкурс, происходит в XVII веке, в центре сюжета – монахиня-лесбиянка. Режиссер «Основного инстинкта» и «Шоугерлз» нередко обращается к провокативным темам, разворачивая в их рамках многослойное авторское размышление. «Искушение» — как раз такой случай.

Фильм был снят еще в 2018 году в Тоскане, его премьеру на Каннском кинофестивале отложили на год из-за отмены смотра 2020 года. Над лентой Верховен работал с командой своего предыдущего фильма «Она» – сценаристом Дэвидом Бирком, продюсером Саидом Бен Саидом и актрисой Вирджини Эфира, которая здесь исполнила главную роль. Картина основана на книге Джудит С. Браун «Сестра Бенедетта: между святой и лесбиянкой» 1987 года о монахине Бенедетте Карлини, настоятельнице монастыря Богородицы.

«Искушение» Пола Верховена: приправленная религиозностью эротика в Каннах

Действие фильма происходит в Тоскане в начале 1600-х годов. Уже первые эпизоды дают понять, что от картины не стоит ожидать благоговейного взгляда на монастырскую жизнь: мы видим отца, торгующегося с настоятельницей по поводу своей девочки. Чтобы пристроить в монастырь чадо, мечтающее стать невестой Христовой, отцу надо пройти конкурс на толщину кошелька и выложить настоятельнице Фелисите в исполнении великой Шарлотты Рэмплинг (она, кстати, появилась также еще в одном фильме основного конкурса – «Все прошло хорошо» Франсуа Озона) помимо натуральных продуктов еще и кругленькую сумму: монастырь столь популярен, что принимает только трех новых послушниц в год. 

«Искушение» Пола Верховена: приправленная религиозностью эротика в Каннах

«Ваш самый большой враг – это ваше тело», — говорит новоприбывшим здравомыслящая Фелисита, подвергающая сомнениям «чудеса». Но экзальтированная сестра Бенедетта, то и дело переживающая видения, имеет свое мнение на этот счет. По мере ее взросления, являющиеся ей образы приобретают все более явный сексуальный подтекст. В конце концов, истово верующая Бенедетта сталкивается с непреодолимым искушением в лице новой послушницы монастыря — Бартоломеи.

Будет интересно:  Российский прокат 2020: «Холоп» спас год

Пол Верховен не боится откровенных сцен — фильм «Искушение» изобилует женской наготой. Мы любим фильмы мастера именно за то, как он мастерски смешивает серьезные и интересные с драматургической точки зрения темы (например, подавление своей сексуальности, мазохизм, вуайеризм и их истоки, восстание против системы и истинность веры) с иронией и неприкрытой провокацией. Например, деревянная фигурка Девы Марии — самый ценный предмет для юной Бенедетты, когда она поступает в монастырь в возрасте восьми лет — совершенно естественно становится для нее секс-игрушкой. 

«Искушение» Пола Верховена: приправленная религиозностью эротика в Каннах

Но все-таки «Искушение» — это не история страсти двух монахинь, пробующих запретный плод, а драма, затрагивающая широкий круг исторических, философских религиозных тем. Своего рода ревизионистское произведение. 

Бенедетта весьма неоднозначный персонаж, в ее вере нет сомнений. Каждое новое чудо кажется все более впечатляющим — от видений и трансов до получения стигмат. Но настоятельница и ее последователи настроены скептически, собственно, как и зритель. Верховен использует двусмысленность, возможно, для того, чтобы не попасть «под огонь» верующих, возможно — чтобы сделать отвлекающий маневр, а затем перейти к темам, действительно волнующим его.

В российский прокат картину выпустит компания Capella Film осенью 2021 года.

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться