Дата:21.10.2020

История развития фильмов в жанре хоррор

Древние страхи. Они есть в каждом из нас. Люди всегда боялись темноты, потому что во тьме ты не увидишь врага или опасного зверя. Люди всегда боялись лесов по тем же причинам. А уж от ночного леса у них совсем стыла кровь в жилах. Вот поэтому и появились все эти легенды о всякой нежити и монстрах.

Истории об упырях, привидениях, оборотнях, кикиморах сопровождали отказ от языческого сознания в пользу сознания христианского — и тогда древние боги становились демонами, которые притаились во мгле лесов и в высокой траве полей, на погостах и в заброшенных церквях, дожидаясь заблудившегося праведника. Мир за околицей был чужим, враждебным.

Как раз истории об оборотнях и легли в основу многих произведений средневековой литературы, например, одной из поэм поэтессы XII века Марии Французской.

В раннее Новое время героями повествований о человеческой жестокости становятся и реальные исторические личности: валашский князь Влад III Цепеш стал героем произведения «Сказания о Дракуле», а венгерская графиня Эржебет (Елизавета) Батори-Надашди вдохновила монаха-иезуита Ласло Туроци на трактат Tragica Historia 1729 года.

В середине XVIII века английский философ Эдмунд Берк ввел в литературу термин «возвышенное» (sublime). Он обозначал сильное эмоциональное воздействие на читателя, которое производят угрожающие герою обстоятельства или персонажи.

В конце XVIII века появился и стал популярным литературный жанр «готического романа». Действие этих книг разворачивалось в древних замках и мрачных монастырях.

Во второй половине XIX века на смену романтикам пришли реалисты — исследованные мастерами ужаса потаенные уголки человеческой души углубили портрет современника, который стал главным героем реалистической прозы. Традиция реализма привносит в жанр ужасов психологизм и социальный контекст — важнейшие особенности жанра сегодня.

Писателей хоррора все больше интересуют особенности человеческой психики, девиации сознания. В 1959 году опубликован фрейдистский роман «Психо» Роберта Блоха, основанный на реальной истории маньяка-убийцы.

Таким образом, хоррор становится жанром социальным и психологическим. Ужас больше не ютится по замкам и деревням. Ужас — среди нас, в головах маньяков-убийц, затравленных жертв школьного буллинга, в политиках, убивающих журналистов.

Когда мы читаем литературное произведение, в нашем воображении прочитанное превращается в движущиеся картинки. Кино стало логическим продолжением развития литературы и театра, но ни в коем случае не заменило их.

Самая первая «экранизация», повергающая зрителей в дрожь, состоялась задолго до появления фотоаппарата. В Париже в 1798 году Этьен Робер устраивал жуткие представления в разрушенной часовне. Называлось это представление «Фантасмагория» и представляло собой следующее: на экранах, расположенных по периметру часовни, то возникали, то растворялись, меняли свои размеры разного рода призраки, скелеты и чудовищные лица. Достигалось это просто — сзади экранов находились люди, которые задымляли помещение и перемещали специальные фонари на тележках. Этьен Робер придумал специальные ставни, благодаря которым все чудовища могли исчезать как бы в ослепительной вспышке молнии. «Фантасмагория» Робера стала новым этапом театрального жанра «гран-гиньоль» (особый вид мелодрамы, в которой театральные убийства и превращения происходили прямо на сцене).

«Готический роман» стал отправной точкой для многих главных персонажей фильмов ужасов — Франкенштейн, доктор Джекилл, Призрак оперы, Дракула и др.

Изобретение чудо-аппарата братьев Люмьер дало огромный толчок в сторону воплощения страшных фантазий. В 1896 году мир вздрогнул от «Замка дьявола» Жоржа Мельеса. Героями фильма стали демоны и скелеты.

С этого времени жанр фильмов ужасов стал весьма популярным и успешно конкурировал с комедией. В обоих случаях требовались специальные актеры. Первой звездой жанра ужасов можно назвать голливудского актера Лона Чейни. Ему принадлежит целая галерея образов упырей и вурдалаков. Лона Чейни окрестили «человеком с тысячью лиц». Благодаря ему появились первые яркие экранные характеры Призрака оперы и горбуна собора Парижской богоматери. Сын Чейни пошел в отца и снялся также во многих фильмах ужасов. Можно сказать, что они — первая семейная династия этого жанра.

В 1913 г. на экранах дебютировал Доппельгангер — злой двойник, образ, ставший одним из основных героев фильма «Пражский студент». В главной роли снялся немецкий режиссер Пауль Вегенер. Сюжет оригинален: студент по имени Болдуин продает свое отражение зловещему доктору Скопенелли в обмен на обещанное богатство и выгодную женитьбу. Однако отражение начинает жить собственной жизнью, далекой от морали и нравственности, и бедному студенту приходится его пристрелить. Правда, при этом Болдуин погибает сам.

Будет интересно:  КиноАнонс. Фильмы второй половины марта 2020 года

История развития фильмов в жанре хоррор

Тому же Вегенеру принадлежат и первые экранные версии (1915 и 1920 гг.) похождений глиняного великана Голема, героя одной из европейских легенд.

В 20е годы XX века фильмы ужасов заметно усложнились и даже появились новые направления. Так, в 1919 году в Германии Роберт Вине снял первый фильм в стиле horror, то есть фильм, где атмосфера ужаса нагнетается постепенно и держит зрителя в напряжении до конца картины. В фильме под названием «Кабинет доктора Калигари» подобная атмосфера создавалась с помощью игры светотени, необычных ракурсов съемки и совершенно сумасшедших декораций. Сюжет фильма стал классическим: директор психбольницы заставляет своего пациента совершать убийства под гипнозом.

В 1922 году в свет выходят сразу два новых фильма жанра ужасов: шведский прорыв «Колдовство через века» и, в значительной мере затмивший его, «Вампир Носферату» Мурнау. Этот фильм впервые вывел на экран образ вампира, которого сыграл Макс Шрек. Фильм был переснят в 1979 году с Клаусом Кински в главной роли.

«Дракула». Бела Лугоши

«Дракула». Бела Лугоши

В 1931 году с экранов кинотеатров впервые бросил свой гипнотический взгляд граф Дракула. Этого известного венгерского вампира в фильме «Дракула — мертвый, но довольный» сыграл венгр Бела Лугоши. Дракула в его исполнении до сих пор считается самым ужасным «королем вампиров», хотя этот персонаж позднее возникал еще в более чем 150 фильмах. Любопытно, что первые фильмы о Дракуле основывались на театральных постановках 20-х годов, а отнюдь не на знаменитом романе Брема Стокера.

Однако вернемся к Лугоши. Он в том же 1931 году отказался от роли Франкенштейна, посчитав ее слишком тупой и его недостойной. Итак, Лугоши отказывается от главной роли в фильме «Франкенштейн», в результате чего этого монстра сыграл Борис Карлофф, также снискавший себе мировую славу.

«Франкенштейн». Борис Карлофф

«Франкенштейн». Борис Карлофф

В целом, в 20-30-х годах оформились основные классические персонажи фильмов ужасов, новые сюжетные правила стали незыблемы: например, в фильмах про оборотней обязательно человек, укушенный волком, принимает облик и повадки этого зверя, и обязательно присутствуют полнолуние и серебряная пуля.

А вампиры не отражаются в зеркалах, исключили из своего меню чеснок, стали солнцененавистниками и ни за что не посадят осиновую рощу рядом с замком. Кинематограф вновь и вновь возвращался к опробованным классическим литературным образам. Это фильмы «Собор Парижской Богоматери», «Фантом Оперы», фильмы о докторе Джекилле и Мистере Хайде. К слову сказать, эти образы до сих пор активно используются, наряду с Дракулой и Франкенштейном.

С приходом звукового кино фильмы ужасов обросли потусторонними голосами исполнителей. Главным голливудским поставщиком этого продукта стала компания «Юниверсал»: «Старый темный дом», «Убийство на улице Морг», «Черная кошка» и др. Та же компания ввела моду на фильмы-продолжения: сиквелы и трилогии. Следом за «Дракулой» появился фильм «Дочь Дракулы», а за «Франкенштейном» — «Невеста Франкенштейна».

В 1932 г фильм «Мумия» возвращает к эпохе раннего кино, вновь эксплуатируя тему умерших фараонов, забинтованных актеров и тайн Древнего Египта. Однако персонажи фильма навсегда вошли в классику.

Еще два классических персонажа появились в 1933 году. Первым стал Человек-невидимка из одноименного фильма. В этой картине применялись новейшие для того времени спецэффекты, что позволило исполнителю главной роли Клоду Рейнсу моментально стать звездой первой величины. Это был нонсенс, так как большую часть фильма он был полностью забинтован, либо абсолютно невидим.

Вторым дебютантом можно назвать первую версию знаменитого «Кинк-Конга». Сцену, когда несчастную гориллу расстреливают на вершине уже несуществующего здания в Нью-Йорке, многие критики считают самым незабываемым моментом в истории мирового кино.

«Кинк-Конг». 1933 год

«Кинк-Конг». 1933 год

Сороковые годы были не самыми удачными для фильмов ужасов. Их появилось очень много и все делались наспех, как получится. К тому же настоящие ужасы происходили тогда на войне. Однако приятным исключением этого десятилетия стал западный продюсер русского происхождения Вэл Льютон. Он отошел от историй про кладбищенских грабителей и психиатрические лечебницы. Его заслугой стала разработка темы зомби. Именно Льютом воскресил интерес кинематографа к мертвецам, оживающим под воздействием таинственных ритуалов религиозного культа вуду.

Будет интересно:  Рынок платного телевидения в Европе крайне неоднороден

Еще несколько его картин стало классикой жанра: «Проклятие кошачьего народа», «Бедлам», «Похититель тел» и, конечно же, — «Я гулял с зомби».

Отдельным направлением в эти годы можно назвать серию фильмов про оборотней, во всех названиях которых фигурирует «человек-волк».

В 1943 году впервые состоялась историческая встреча персонажей из разных легенд. Название фильма наглядно оповещает об этом событии — «Франкенштейн встречается с человеком-волком». По-видимому, данный эксперимент пытались повторить и создатели фильма «Ван-Хельсинг», соединившие в одно картине оборотня, Дракулу, Франкенштейна и существ, очень напоминающих гремлинов.

Фильмы ужасов 50-х — это, в основном, выплески страхов по поводу ядерного оружия, холодной войны и третей мировой. На арену стройной шеренгой выходят научно-фантастические ужасы: «Нечто» (1951), «Они!» (1953), «Муха» (1954). Возникают главные радости гримеров, декораторов и художников — инопланетяне и гигантские насекомые.

Муссируется тема инопланетного вторжения: «Столкновение миров» (1951), «Вторжение в США» (1952), «Захватчики с марса» (1953).

«Захватчики с марса». 1953 год

«Захватчики с марса». 1953 год

Активно в мир чудовищ входят японцы со своей национальной гордостью — Годзиллой, и целым рядом прочих монстров.

В это же время появляются первые ремейки. Дело в свои руки взяла английская студия «Хаммер», купив права на голливудских «Дракул», «Мумий» и «Оборотней». Поняв, что попали в нужную стезю, англичане начали с неистовством творить продолжения: помимо «Мумии» (1959), в свет вышли также «Проклятие гробницы мумии» (1964), «Саван мумии» (1966) и «Кровь из гробницы мумии» (1972). И так по многим сюжетам начала века.

Таким образом, киностудия «Хаммер» поставила на конвейер производство дешевых ужастиков. В Италии подобной штамповкой отличался режиссер Марио Бава, а в США — продюсер Роджер Корман, который за короткое время экранизировал всего Эдгара Алана По.

Появление цвета позволило насытить картины зловещими красками, использовать недостижимые ранее спецэффекты.

Фильмы 50-х годов были наполнены кровью, гноем и прочими неприятностями, а также крупноплановыми сценами насилия и убийств. Франкенштейн очень убедительно растворялся в кислотной ванне, а клыки Дракулы вонзались в прекрасную шейку во весь экран. Несмотря на наступавший реализм, действие по-прежнему происходило в антураже романтических сказок, дым напускался при каждом удобном случае.

В шестидесятых годах появляется новый жанр: молодежные ужастики. Идеологом этого движения становится вездесущий Роджер Корман, снявший кроме всего прочего, классический фильм «Магазинчик ужасов», который содержал ярко выраженные элементы комедии и местами черный юмор.

Продолжая дешево и сердито экранизировать По, Корман дал начало новой волне фильмов, действие которых происходит в маленьких городках, изолированных от мира.

И вот тут-то на сцене мирового кинематографа появляется Альфред Хичкок! С фильма «Птицы» начинается «великая загадка Хичкока». Ему удавалось снимать фильмы так, что ощущение ужаса не покидало зрителей еще долго после окончания киносеанса. Хичкок умело вскрывал в людях потаенные страхи и изливал их в своих картинах.

Под занавес шестидесятых в кинематографе появляется еще одна значительная персона — Роман Полански снимает сатанинский фильм «Ребенок Розмари».

70-е начались лихо. Девид Линч снял свою первую потусторонне-психодиллическую картину «Голова-ластик».

Однако вскоре все встало на свои места: на зрителей хлынули маньяки, шизофреники и мертвецы-людоеды. Впервые они появились в невероятно кровопролитных трешевых картинах итальянских режиссеров типа Марио Бавы и Дарио Ардженто.

Американцев в это время запугивали Кожаное Лицо («Техасская бензопила»), который не так давно пересняли и Майкл Майерс («Халлоуин»), которого ждала большая работа в многочисленных продолжениях, снятых в 80-х.

Англичане дрожали от страха благодаря доктору Файбсу. А вот советских граждан в семидесятые пугали героями гоголевских произведений («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий»).

Будет интересно:  Итоги уикенда с 8 по 11 октября: «Стрельцов» держится за первое место

По-настоящему испугал мир и оставил тем самым свой след в истории кровавого кинематографа Джордж Ромеро, сняв своих «Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead» в 1968 году. Далее последовали впечатляющие продолжения: «Рассвет мертвецов» — 1978 и «День мертвецов» — 1985 год.

Источниками ужаса становятся даже маленькие дети. Линда Блейр блистательно сыграла 12-летнюю одержимую девочку в фильме «Изгоняющий дьявола» (1973), за которым в 90-х опять же последовал ремейк.  В «Омене» (1978) мальчик тоже не дает покоя добрым силам. В 1975 году Спилберг дарит миру первую часть дорогостоящего проекта «Челюсти».

«Челюсти»

«Челюсти»

Огромное количество подростковых ужастиков образовались в восьмидесятых годах. В них больше внимания уделялось кровавым спецэффектам, а сюжеты практически не разрабатывались. Так в характерной для того времени киноэпопеи «Пятница, 13-е», состоящей к настоящему времени из более чем 10 частей, Джейсон Вурхес методично убивает подростков на базе отдыха «Кристал лейк».

Отдельно следует упомянуть Уэса Крейвена с его неподражаемым Фредди Крюгером, запугивающим до сих пор ни одно поколение.

«Фредди Крюгер»

«Фредди Крюгер»

В классику 80-х вошли также «Дом», «Восставшие из Ада» с прелесным Пинхедом — «Подушечкой для иголочек», «Полтергейст» Тоуба Хуппера, «Сканеры» Дэвида Кроненберга и многие-многие другие.

Под конец восьмидесятых на свет появляются два творения Тима Бертона «Битлджус» и «Эдвард руки-ножницы», которые являются скорее мрачными комедиями в стиле ужастика, так как затрагивают темы потустороннего мира с большой долей иронии.

Начало 90-х гг. стало временем триллеров с выходом на широкий экран незабываемого «Молчания ягнят» с обворожительным Энтони Хопкинзом в роли людоеда-интеллектуала Доктора Ганнибала Лектора, помогающего молодой студентке ФБР.

«Молчания ягнят»

«Молчания ягнят»

В 1996 году к нам возвращается Уэс Крейвен со своим новым молодежным ужастиком «Крик». Режиссер и продюсер Крейвен создал новый тип маньяка: обычного парня, живущего среди нас, который затаил на Вас зло, или просто ему нечего делать. Несмотря на обилие убийств, трупов, крови, на протяжении все ленты чувствуется дух прикола, подшучивания, откровенного стеба над всем происходящим, а также над фильмами прошлых лет. В общении между собой персонажи «Крика» упоминают десятки фильмов ужасов. Благодаря этому создается ощущение реальности происходящего, но вот страх и ужас пропадают бесследно. За первым фильмом пошла череда продолжений, и в результате получилась качественная трилогия.

Снимать такие незамысловатые и не особо страшные подростковые ужастики становится модно: появляются «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997) и «Городские легенды» (1998), а также многие другие.

В 1998 году появляется «Ведьма из Блер: курсовая с того света». Этот любительский фильм ждал оглушительный успех в мировом прокате именно потому что он любительский. В сюжете заложены все составляющие сюжета: трое студентов решают снять документальный фильм о легендарной ведьме, якобы жившей когда-то в лесной глуши. Они исчезают бесследно, а через год в чаще находят видеопленку… В картине нет спецэффектов, но есть непреходящее ощущение реальности. От того, что фильм снят как обычное домашнее видео, а операторская работа на дилетантском уровне, многие зрители поверили в то, что все изображенное на пленке — правда.

«Ведьма из Блер: курсовая с того света»

«Ведьма из Блер: курсовая с того света»

Кино начала XXI века сильно отличается от снимавшихся ранее картин, причем не всегда в лучшую сторону. Появление новых технологий и развитие компьютерной графики на рубеже веков привело к тому, что зачастую из-за обилия навороченных спецэффектов суть фильма, его сюжетная нить теряется. Примерами таких фильмов служат «Ван-Хельсинг», «Рассвет мертвецов» и др.

Однако не все так плохо. Есть фильмы, выделяющиеся на фоне пестрой горы напичканных спецэффектами дорогих картин. Во-первых, это фильм-эксперимент рокера Роба Зомби «Дом 1000 трупов». В картине собраны многие приемы классических фильмов ужасов, что делает ее не сильно страшной, но интересной. Во-вторых, это нашумевший японский фильм «Звонок» и его американский ремейк. Неплохо выглядит и фильм «Страх.ru», с оригинальным сюжетом, напрямую касающимся сети Интернет. В настоящий момент фильмы ужасов находятся в своем развитии, и остается только ждать, когда же бум спецэффектов пройдет, и на мировые экраны выйдут истинные ужасы и страхи

Поделиться