Дата:12.04.2021

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс

28 января в США, а также в интернете начинается Сандэнс, гибридный оффлайн-онлайн кинофестиваль, к которому в подобной его форме его руководство начало готовиться, кажется, сразу после окончания прошлогоднего выпуска. Таинственные вирусы, эпидемии и карантин фигурируют в целом ряде фильмов его программы. Рассказываем о них и о других ожидаемых премьерах Сандэнса.

Итак, если вкратце, то 1 февраля 2020 года, прямо во время прошлогоднего фестиваля, было объявлено, что его новой главой станет Табита Джексон, бывшая руководительница документальных программ института Сандэнс. Затем мир накрыло. В Германии едва успели провести доковидный Берлинале. Во Франции отменили Канны, не став  приспосабливаться и не желая проводить главный кинофестиваль мира онлайн. Пока все ждали новостей из следующих крупных точек, из Венеции и Торонто (Мостра, как известно, состоялась очно, удачно попав в паузу между ковидными волнами, а Торонто провели в гибридной форме), руководство зимних кинофорумов задумалось о будущем. Формально зум-конференция, на которой Табита Джексон, содиректор Берлинале Карло Шатриан и исполнительный директор New York Film Festival Юджин Эрнандес обсуждали перспективы, была 21 мая. Но наверняка кулуарно они общались на эту тему и раньше. Похоже, в Германии надеются на лучшее. Так как Берлинале в итоге проводят в два этапа –  EFM и индустриальные показы запланированы онлайн с 1 по 5 марта, а фестиваль для публики перенесли на лето.

Американцы решили не рисковать. NYFF прошел онлайн для всей страны, а также в автокинотеатрах (drive-in) в некоторых городах. В итоге его посещаемость выросла на 9% по сравнению с 2019 годом. «Сандэнс» пошел примерно в ту же сторону, что Торонто и NYFF,  выбрав для себя гибридный вариант. Да, для этого мощнейшего индустриального фестиваля в крохотном Парк-Сити давно тесновато. Но готовность воспользоваться ситуацией и взяться за перестройку всё-равно впечатляет. Его живые показы теперь не ограничиваются недешёвым Парк-Сити и столицей штата, Солт-Лейк-Сити. Сеансы пройдут в городах 24 штатов страны, кроме того зрители на территории США смогут смотреть фильмы онлайн на специальной платформе. Правда, в январе из-за обстановки в Калифорнии решено было отменить физические показы в Лос-Анджелесе, но в других городах всё в силе.

Тему пандемии на «Сандэнсе» обойти не могли. Будут и специальные мероприятия. Например, фонд Blackhouse (крупнейшая в индустрии ассоциация поддержки создателей «черного» кино, которая сотрудничает с фестивалем с 2007 года) проведет обсуждение постпандемических перспектив, вопроса о том, не потеряется ли достигнутый в последние годы прогресс после того, как Голливуд снова откроется.

Будет интересно:  Индустрия аудиовизуального контента: что с ней не так

Но прежде всего эта тема – в фильмах программы. Понятно, что про вирусы и эпидемии кино разного масштаба и уровня амбициозности снимается регулярно, и это уже заслуга отборщиков, что в этом году в программы попало столько соответствующего контента. Покажут документальное кино непосредственно о ковиде. In The Same Breath американской китаянки Ван Наньфу («Премьеры») — о том, как похоже китайский и американский лидеры реагировали на распространение вируса и дезинформировали людей. «Жизнь за один день 2020» Кевина Макдональда («Спец.показы») — ещё одна часть его проекта о 24 часах на планете Земля, зафиксированных на камеры пользователей со всего мира (снова в партнерстве с YouTube и RSA Films Ридли Скотта). На этот раз это день 25 июля 2020 года. В программе американского документального кино покажут фильм про школьников, которые из-за пандемии рискуют потерять год и не поступить в колледжи и университеты (Homeroom от обладателя премии «Эмми» Питера Никса).

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс

А также игровые фильмы, которые удачно совпали с моментом. Например, In the Earth Бена Уитли («Премьеры») – нечто междужанровое об угрожающем миру смертельном вирусе и о тех, кто живет вне системы. The Dog Who Wouldn’t Be Quiet Аны Кац («Мировая драма») –   басня о герое, который постоянно должен подчиняться каким-то правилам и однажды из-за странной пандемии вынужден ходить пригнувшись и носить на голове пузырь. Но, похоже, особенно сильно попали в реальность создатели  The Pink Cloud («Мировая драма»), фантастики о том, как мир окутало смертельное облако, и люди оказались заперты в домах на годы. Бразильская постановщица Иули Жербази задумывала «Розовое облако» как феминисткое размышление о том, что общество ждёт от женщины исключительно выполнения материнской функции. Но осознаёт, что во времена всемирного карантина его будут воспринимать иначе (она говорила об этом в интервью Variety). В официальном тизере даже появилось заявление «Фильм был задуман в 2017 году и снят в 2019 году, и любые совпадения с актуальными событиями случайны».

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс

Есть что посмотреть и вне связи с коронавирусом. Из всех программ фестиваля «ПрофиСинема» выбрала десять особенно интригующих премьер. Обычно наши списки «Сандэнса» по большей части состоят из фигурантов секции «Премьеры». Но в этом году хочется отметить сильную конкурсную программу «Американская драма» – сразу четыре фильма из нашей десятки покажут именно в этом конкурсе.

John and the Hole, Паскуаль Систо («Американская драма»)

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс

Психологический триллер о подростке (Чарли Шотуэлл из «Гнезда»), который нашел яму в лесу, почти на заднем дворе своего дома, заманил туда родителей (Дженнифер Эль и Майкл С. Холл) и держал в плену, наконец-то получив возможность делать всё, что ему захочется. Фильм из официальной программы несостоявшихся из-за пандемии Канн. Режиссёр — испанский художник Паскуаль Систо, названный Variety одним из десяти авторов 2021 года, за которыми стоит наблюдать, это его полнометражный режиссёрский дебют. Сценарист — оскароносный Николас Джакобоне, соавтор «Бёрдмэна» и «Бьютифул».

Будет интересно:  Ольга Бузова и Давид Манукян разыграли свадьбу

Mayday, Карен Чинорре («Американская драма»)

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс


Феминистская фантастика с Грейс Ван Паттен, Мией Гот и Джульетт Льюис. Героиня фильма – официантка Ана, попавшая в странную реальность, где женщины ведут бесконечную войну с мужчинами и блистательно умеют уничтожать противника. Вскоре она понимает, что не желает быть безжалостной убийцей, какой её хотят тут видеть.  Для постановщицы Карен Чинорре это также дебют в полном метре. Американская пресса пишет, что предполагается переосмысление военного кино как типа. Многообещающая характеристика.

Passing, Ребекка Холл («Американская драма»)

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс


И снова режиссёрский дебют. Ребекка Холл экранизировала одноимённый роман Неллы Ларсен, важной фигуры американского модернизма. «Переход» – это история о двух подругах детства, девушках с афроамериканскими корнями, одна из которых выдает себя за белую. Роман эпохи «гарлемского возрождения» был посвящён в том числе и теме пересечения «цветной линии» – люди смешанной расы, скрывая наличие «чёрной» крови, таким способом претендовали на признание в обществе. Холл написала сценарий 15 лет назад, когда занималась исследованием прошлого собственной семьи.

Together Together, Николь Бекуис («Американская драма»)

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс


Одна девушка хочет подзаработать и соглашается стать суррогатной матерью для ребёнка одинокого 40-летнего дизайнера. Постановщица Николь Бекуис, в 2015 году уже попадала в конкурс «Сандэнса» с любопытным триллером с Сиршей Ронан и Синтией Никсон «Стокгольм, Пенсильвания» о похищенной девочке, которая спустя годы вернулась в родительский дом, по сути, к чужим ей людям. На этот раз Бекуис взялась за ромком, в главных ролях Эд Хелмс («Офис») и Патти Харрисон («Выскочка»).

Misha and the Wolves, Сэм Хобкинсон («Мировой док»)

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс


В 1997 году бельгийская писательница Миша Дефонсека опубликовала книгу о том, как во время Второй Мировой она, еврейская девочка, потеряв родителей, убежала в лес и была принята в волчью стаю. Книга выстрелила, по ней сняли фильм. А спустя десятилетие Миша сообщила, что мемуары — мистификация, зовут её Моник де Валь, её родители были католиками и членами Сопротивления, а волки – выдумкой. «Миша и волки», судя по анонсу, это размышление о сути обмана и о грани между жертвой и преступником, попытка снова почувствовать, какой коллективной травмой для нашей цивилизации стал Холокост и как пока ещё невозможно строить вокруг этой темы умозрительные конструкции.

Будет интересно:  74-летнего Геннадия Хазанова госпитализировали

Eight for Silver, Шон Эллис («Премьеры»)

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс


Готический хоррор о том, как в конце XIX века один барон заработал на свою голову цыганское проклятье и когда однажды мальчика из его деревни зверски убили, заезжий патологоанатом заподозрил что-то зловещее. Шон Эллис, модный фотограф, сценарист и режиссёр, номинант на «Оскар» за короткометражку «Кэшбек», когда-то получал на «Сандэнсе» приз зрительских симпатий за криминальную драму «Метрополис Манила». Но судя по его атмосферному «Отражению», фильмы ужасов тоже получаются у него превосходно.

Land, Робин Райт («Премьеры»)

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс


Полнометражный режиссерский дебют Робин Райт, звезды «Санта-Барбары» и «Карточного домика», обладательницы «Золотого глобуса» и восьми номинаций на «Эмми». Она же сыграет и главную роль, успешную женщину, пережившую нечто очень страшное. Решив полностью изменить свою жизнь, героиня поселилась в лесах Вайоминга, в деревянном доме, и начала просто выживать, день за днем. 

Prisoners of the Ghostland, Сион Соно («Премьеры»)

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс


Три года назад беспредел-хоррор «Мэнди» взорвал «Сандэнс», став одним из главных фильмов фестиваля. «Узники страны призраков» также имеют шансы приглянуться любителям безумного. Англоязычный дебют культового японца Сиона Соно – смесь вестерна, самурайских фильмов и постапокалиптики. Это история о грабителе банков (Кейдж), которому один уважаемый человек предлагает найти внучку, исчезнувшую в потусторонней вселенной. Кейдж говорил, что это кино — самое дикое из всех фильмов, в которых ему доводилось сниматься.

Judas and the Black Messiah, Шака Кинг («Премьеры»)

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс


Фильм, добавленный в программу фестиваля в последний момент, станет важнейшей его премьерой. «Иуда и чёрный мессия» – история Фреда Хэмптона, одного из лидеров «Чёрных Пантер», и информатора, приблизившегося к нему по заданию ФБР. Чем это закончилось, известно. Проект режиссера и сценариста Шаки Кинга от Warner Bros. и продюсера Райана Куглера («Чёрная пантера»), возможно, снова заставит заговорить о той истории как о санкционированном спецслужбами убийстве.

A Glitch in the Matrix, Родни Ашер («Полночь»)

Коронавирус и другое: десять самых ожидаемых премьер кинофестиваля Сандэнс


В 2012 году на «Сандэнсе» показали «Комнату 237» Родни Ашера, документальный обзор фан-теорий по поводу скрытых смыслов «Сияния» Стэнли Кубрика. По сути – одно из самых пронзительных и чистых признаний в любви к кино как к виду искусства. В «Сбое в матрице» предмет интереса Ашера  — всё более привлекательная теория о том, что мир, в котором мы живем, не реальность, а симуляция, генезис этой теории, от древних греков до Вачовски.

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться