Дата:12.08.2020

ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм “Двойная жизнь”

Доброго времени суток, дорогие читатели. Можете вздохнуть свободно, сегодня на экранах никто не будет убит, изнасилован или сломлен – ни физически, ни морально. Во всяком случае, у нас, в новом выпуске ОгласКи, “В Багдаде все спокойно!”. Так что расслабьтесь, налейте себе бокал холодного сока или чашечку крепкого кофе и усаживайтесь поудобнее. Сегодня мы представим на ваш суд французский художественный фильм “Двойная жизнь” режиссера и сценариста Оливье Ассайаса, которого многие знают по фильмам “Зильс-Мария”, “Персональный покупатель”, альманахам “Париж, я люблю тебя” и “У каждого свое кино”.

Картина “Двойная жизнь”, может, и не блистает наградами и не очень известна широкому кругу зрителей, но своих почитателей (любителей острых диалогов и пикантных, чисто французских, ситуаций) думаем, она найдет. И мы постараемся внести хоть малую толику скромной помощи в этот процесс. Ну, а для кого-то сэкономим время, что тоже немаловажно. Итак, мы начинаем.

George

Оливье Ассайас постоянный участник престижных кинофестивалей, прославился благодаря таким картинам как “Зильс-Мария” и “Персональный покупатель”. Несмотря на довольно сдержанную манеру повествования, его фильмы обладали внутренним стержнем, таинственным магнетизмом, который притягивал внимание зрителя. Суть его картин всегда незамысловата – это всегда Франция во всех ее проявлениях, и, пожалуй, что в нынешней ленте эту незамысловатость он довел до предела, напрочь позабыв о драматургичности и сюжетных коллизиях. Конструкция фильма состоит из одних лишь разговоров, но лишена какой-либо эффектности или неожиданности. Герои говорят о политике, литературе, искусстве, вкусно едят, играют в любовные игры, обманывают друг друга. Серость будней и монотонность действий могла бы отсылать к чеховским мотивам, но нет – там было внутреннее напряжение, сильная драматургия, “выстреливало ружье”. Ничего подобного в фильме Ассайаса нет. Сцены настолько обособлены друг от друга, что ленту можно смотреть в обратном порядке и ничего не изменится, можно ненадолго выйти из комнаты, вернуться – и ничего не пропустишь.

OlegD

“Двойная жизнь” – фильм настолько далекий от Голливуда, насколько это вообще возможно. Лишив его внятного сюжета или развития персонажей, режиссер-сценарист Оливье Ассайас превращает конструкцию фильма в рупор для проекции своих собственных мыслей о состоянии современного общества. Для Ассайаса завязка про автора, закрутившего роман с женой своего редактора, играет второстепенную роль, как и все неловкие ситуации из этой завязки вытекающие. Кто-то называет фильм комедией, но едва ли можно назвать истинной комедией фильм, вызывающий несколько смешков за все время просмотра. Нет, на первый план снова и снова выводятся споры о литературе, политике, электронных книгах и переосмыслении неких базовых ценностей в эпоху стремительного развития технологий.

Эти споры, разворачивающиеся в искусно обставленных, но довольно неловко снятых интерьерах, ни к чему не приводят. Вероятно, потому, что сам Ассайас не может подвести итога всей этой суете мнений, или потому, что никакого итога и быть не может, пока будущее только подкрадывается со скоростью каждого приходящего дня. В любом случае, несмотря на присутствие замечательных актеров, этот фильм-размышление сложно назвать фильмом в принципе, а стремление Ассайаса к максимально правдивому отражению жизни сводит его “Двойную жизнь” к псевдодокументальному пустословию, ведь каждый из образованных людей уже ведет ровно такие же разговоры у себя на кухне в кругу друзей или родственников.

Angelina

Адюльтер – какое французское слово, символ измены и флирта! Но это лишь такая фишка, я заманиваю вас, дорогие читатели, ловлю на крючок обворожительного звучания, как сирена. Ибо в фильме “Двойная жизнь” любовные линии обозначены лишь легкой акварельной кистью, несмотря на то, что весь сюжет нанизан на них, как на прочную нить, словно грибы для просушки. Супружеские измены происходят как-то вяло, без огонька, как будто герои думают: нам же положено – мы же французы, а так хочется покоя и уютных супружеских объятий… И эта апатия и “ленца” проходит через весь фильм: от начала – и до финала. Но главное в фильме – не любовные интриги, а диалоги. Вот тут все просыпаются и проявляют настоящую страсть. Как говорят про актера: “Мастер разговорного жанра”. Так вот “Двойная жизнь” – яркий представитель такого мастерства. Это ни разу не комедия. Если вы любитель классических французских комедий, курьезных ситуаций а-ля картин с Пьером Ришаром или, более мелодраматичных, с Дэни Буном, не говоря уж об уморительных старых лентах с Луи де Фюнесом, тогда вам точно не сюда. Пардон.

Будет интересно:  Вечный думатель - рецензия

Вы слышите музыку? Нет? Правильно, потому что в фильме “Двойная жизнь” она отсутствует. Практически полностью. Кроме двух небольших отрывков песен в финале. И то, каких-то совсем не французских. Диалоги царствуют в полной тишине (плюс шум фона). И это даже к лучшему, потому что не хочется пропустить ни слова. Персонажи истории говорят так много, их слова летят так быстро, словно утки машут крыльями. Хочется крикнуть, как Шурик:”Помедленнее, я записываю!”. Приходилось иногда останавливать просмотр и возвращаться назад, запоминая интересные фразочки, типа, “Твиты – современные хайку”. В общем, весь фильм (словами Селены/Жюльет Бинош) – “Бесконечное словоизвержение”.

Ах, но какая ностальгия при виде битком забитых посетителями кафешек, шумных баров. Столько людей! Раньше это бы, наверное, раздражало. Хотелось бы выбрать тихое местечко для встречи с другом или ланча. Как быстро все изменилось. Но я отвлеклась, продолжу говорить о фильме. Вот вроде и актеры все абсолютно органичны (но не блистают и не купаются в роли), особо и выделить не могу никого, даже Жюльет Бинош какая-то усталая, разве что Гийома Кане… И темы споров (судьба печатных изданий, электронные книги, информационный бум, политики с их несбыточными обещаниями и жаждой власти) очень актуальны и важны. Я сама до сих пор не могу привыкнуть читать книги с электронных носителей, люблю только бумажные, такие приятные на ощупь, тома. Но слушать эти действительно умные разговоры почти 2 часа… Мне становилось, порой, откровенно скучновато. Закончу свой отзыв на несерьезной ноте, словами Леонара (Венсан Макен): “Честно говоря, я мало что понял. Так, просто уловил общую идею”.

TREADSTONE

Не все фильмы предназначены для широкой публики. Это факт. Но бывают картины для настолько узкой аудитории, что при просмотре чувствуешь себя лишним, незваным гостем. Поэтому кажется, что потраченные на этот фильм деньги были ничем иным, как актом благотворительности. Ибо с таким сюжетом фильм хорошо не продашь. Разве что был расчет на всяческие европейские фестивали. Но кому они на самом деле интересны? Опять-таки, крайне узкому кругу лиц.

Заложенные в фильме “Двойная жизнь” идеи и размышления будут понятны и простому зрителю. Это не оголтелый арт-хаус с безумным монтажом, музыкой и сюжетом, который поймешь только после вызова адской пояснительной бригады. Однако, беседы, из которых состоит фильм, назвать увлекательными никак не получится. Это не “Идеальные незнакомцы” и даже не “Громкая связь”. Там были “живые” персонажи, там был юмор.

Происходящее в “Двойной жизни” оценят лишь писатели, издатели и заядлые любители книг в твердом переплете, потому что именно они и являются главными героями ленты. Все в этой картине завязано на книгах. Даже драма. Герои слету поднимают и обсуждают вопросы о том, как современное общество относится к книгам, как много оно читает, и как современные технологии вытесняют простую книгу. Не забывают и о влиянии критики на творческих людей.

Да, из их уст льется правда, некая объективность, с чем-то готов согласиться, но на фоне других мировых проблем, более остросоциальных, все это кажется таким незначительным. Как и переживания некоторых персонажей. Творческие и ранимые люди поймут все эти взгляды, намеки, обиды, но лично для меня все это не имело особого смысла. Это просто скучно. Тут нет сильного конфликта, нет тяжелой драмы, как и толкового сюжета. Да и Бог с ним, с сюжетом. “Громкую связь” не за него полюбил. Но тут нет юмора, который бы разбавлял все это серое, меланхоличное действие, как и нет ярких актерских работ. Все слишком приземленно и совсем уж “для своих”.

xen04158602

Ближе к концу второй половины фильма “Двойная жизнь” понимаешь, что ему больше подошло бы название “Влияние числа адюльтеров на количество положительных рецензий во всемирной сети на книгу твоего друга-писателя, которую ты собираешься издавать”. Причем кто и кому изменяет, не имеет никакого значения, важен результат. Обычная с виду драма о семейных отношениях двух пар “утыкана” философскими размышлениями на тему культуры и цифровой революции, будто еж. Творческий кризис, упразднение библиотек за ненадобностью и переход на цифровые носители информации, авторское право – это лишь малая толика поднимаемых в фильме тем. Способны и готовы ли мы критиковать близких, если нам не по душе их мнение, и готовы ли они к такой критике с нашей стороны?

Будет интересно:  Рецензия на фильм "Звездные войны 9: Скайуокер. Восход". Вали их, Палыч!

Постоянно изменяющая жизнь, мчащаяся со скоростью локомотива, часто заставляет забывать о многом, более важном, чем сиюминутные радости, закрывать глаза на главные проблемы. Когда каждый сам себе блогер, а инстаграм является мерилом популярности, трудно выделить, где фикция, а где правда. Попав в среду проплаченных и лоббистских новостей, выбраться из этой “трясины” нелегко, а иногда и невозможно. Потому финальная сцена фильма и возвращает нас к реальности, к тому, что действительно важно в нашей жизни.

Фильм не выделяется быстрым темпом, часто рассуждения персонажей обрываются, хорошо хоть не на самом интересном месте. Почти полное отсутствие постельных сцен играет на руку сюжету, ведь данный факт не перетягивает внимание с одной его части на другую, менее пикантную. В картине задействована плеяда известных не только любителям французского кинематографа актеров. Жюльет Бинош прекрасна сама по себе, независимо ни от чего, особенно, когда рассуждает о себе в третьем лице.

Евгений S.h.

Неторопливая, но небезынтересная разговорная комедийная драма о неизбежном пришествии цифровых книг на смену бумажным носителям. Фильм “Двойная жизнь” поднимает насущную проблему, которая беспокоит многих литераторов и издателей в наше время – преимущества и недостатки цифровой библиотеки. С одной стороны, благодаря всемирной сети можно без труда найти нужную тебе книгу, но с другой – не станет ли это началом конца для печатной продукции? Останутся ли библиотеки по-прежнему теми местами, где можно выбирать и читать понравившиеся тебе книги или же “благодаря” цифровым копиям они станут в ближайшем будущем просто складом для хранения печатных книг? Эти вопросы герои поднимают на протяжении всей картины и заставляют зрителя задуматься и даже забеспокоиться о смутном будущем источников знаний, состоящих из бумаг и тетрадей.

Параллельно фильм затрагивает запутанную личную жизнь главных героев. У нас есть Ален (Гийом Кане), успешный парижский издатель так называемой “старой школы”, пытающийся приспособиться к новой цифровой реальности и не потерять любимую работу. Есть его жена Селена (Жюльет Бинош), актриса, переживающая творческий кризис. А также нам представляют Леонара (Венсан Макен), одного из давних авторов Алена, чья новая рукопись становится объектом для спора между персонажами. Иронично, что осуждая грязь и похоть, являющиеся основным лейтмотивом нового романа Леонара, Ален не замечает, как они засели и в его же собственной семье. Сам без зазрения совести изменяет супруге, та же, в свою очередь, спит с его автором (послужив основным прототипом для спорной книги Леонара). И не похоже, чтобы герои пришли к каким-либо важным выводам к финалу истории. А те, что есть, не столь глобальны, чтобы перевернуть с ног на голову их жизнь. Интрижки и измены так и остались для них делом обыкновенным. Несмотря на то, что персонажи прошли какой-то определенный путь, все равно какого-то определенного начала и конца у фильма не ощущается: он начинается и заканчивается, как бы невзначай.

В техническом плане ничего заурядного фильм не демонстрирует. А вот работы актеров, как бы сейчас это парадоксально не прозвучало, натурально обыденные. Они играют так, что на каком-то промежутке времени может промелькнуть мысль, будто перед нами не герои фильма, а… простые люди из реальной жизни, со своими преимуществами и пороками, за которыми мы наблюдаем через невидимую камеру. Не думаю, что это тот фильм, к которому я когда-нибудь повторно вернусь. Но “Двойная жизнь” заслуживает ознакомления хотя бы ради актуальной проблемы, которую поднимает, и актеров, особенно неподражаемой Жюльет Бинош.

Кэтти-бри

Французское кино – какая-то совсем отдельная каста киноискусства, от которой многие в восторге, а многие плюются. “Двойная жизнь” – яркий пример. Уверена, что тысячи зрителей не смогут отвести глаз и ушей от переливчатых многоступенчатых диалогов героев, а другие выключат на 15-ой минуте, не в силах вынести эту “тягомотину”. По большому счету весь фильм – это интереснейший диалог, в котором меняются только участники, с перерывами на интим – как и положено во французском кино. Все здесь спят со всеми. Не все люди любят кино подобного рода, и, принимая для себя решение о просмотре, потенциальный зритель должен четко осознавать, что “Двойная жизнь” – чисто французское кино со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.

Будет интересно:  Праздник непослушания - рецензия

Что касается меня – темы о публицистике и ее формате мне близки и интересны, и два часа пролетели незаметно. Впрочем, совсем не факт, что ощущения были бы схожи, ставь во главу угла герои что-то иное. Чисто же технически – актерская игра, режиссура, картинка – все близко к идеалу. Оценка – 8.5 (если дроби нельзя, то округлить до 9).

brune

Если вы любите французское кино, неважно, о чем фильм, лишь бы в нем звучал этот волшебный язык, герои бы небрежно накидывали петли шарфов себе на шеи, захаживали бы в битком набитые бистро, элегантно протискиваясь меж столиков… и прочее и прочее – bienvenue! А еще в фильме Оливье Ассайаса много умных разговоров о новом, которое безжалостно попирает старое и о том, что проверенное годами старое ничуть не хуже этого самого нового в самом широком смысле слова.

Многие могут обвинить фильм в отсутствии сюжета, однако, если не ждать чего-то “в лоб”, а просто наблюдать за главными героями, то станет заметно, как ручейки их линий то бегут порознь, то пересекаются, то сливаются в единый поток, заполняя и огибая низменности и возвышенности, расстилающегося перед ними ландшафта под названием жизнь. И движение это – то коллективное, то индивидуальное, меняет их самих и ту реальность, в которой они существуют, согласно прописанному самой жизнью сюжету. И, оставаясь верными самим себе, под воздействием внешних обстоятельств герои выходят на новый виток, увлекая за собой зрителя, которому интересно за всем этим наблюдать, словно он не в силах оторвать свой взгляд от разбивающихся о берег волн, каждая из которых не похожа на предыдущую и последующую.

Согласно названию фильма, жизнь у всех героев двойная. Конечно, в первую очередь бросается в глаза партнерская неверность. Но это же французы (так и хочется поставить смайлик). Изменяют, естественно, не только французы, но так, как это делают они, не делает никто. И когда узнаешь, кто с кем спит, начинаешь обращать внимание на внутреннюю жизнь героев – о чем они думают, что их тревожит, как они оценивают себя, как справляются со страхами – и, на мой взгляд, это и есть та самая двойная жизнь, вынесенная в заголовок.

Фильм, однозначно, для тех, кому 45+. Они в большинстве своем если не пережили собственные драмы, то стали свидетелями посторонних. Им не будет скучно следить за пикировкой, тонкой местью, отмечать язык тела и жестов, ставить себя на место героев и оценивать по достоинству выдержку, смелость и мудрость в принятии решений. “Двойная жизнь” для зрителей, которым необязательны потрясения и коллизии, чтобы наблюдать за героями на экране было увлекательно, тем более, сыгранными так превосходно. А уж о диалогах вообще молчу – услада для слуха.

Ну и закончу на коллизии (столкновение, жизненный конфликт) и коллюзии (сговор) – терминах, которые в фильме все время путают персонажи третьего плана. Для них (не будем углубляться в сюжет) то, что происходит, однозначно, столкновение. А для самих участников истории – сговор, позволяющий вести двойную жизнь. Режиссер же дает возможность зрителю увидеть всю картину со стороны – как конфликт приводит к тайному соглашению – иногда на пользу, иногда во вред.

Приятного просмотра.

Оценки по десятибалльной шкале:

George……………..3/10

OlegD……………….5/10

Angelina……………6/10

TREADSTONE…..6/10

xen04158602……..6/10

Евгений S.h………8/10

brune………………..8/10

Кэтти-бри………….9/10

Средняя оценка:.6,38

Источник: www.kinonews.ru

Поделиться