Дата:28.09.2020

ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм “Работа без авторства”

Сегодня мы познакомим вас, дорогие друзья, с совершенно сумасшедшим (в хорошем смысле этого слова – по своей искренности и безумной тяге к поиску себя в этом мире) фильмом “Работа без авторства”, немецкого режиссера и сценариста с труднопроизносимым и нереально плохо запоминающимся именем – Флориан Хенкель фон Доннерсмарк (Бенедикт Камбербэтч может отдохнуть в сторонке). Но шутки в сторону – фильм совершенно не комедийный. Он вдохновлен жизнью и творчеством немецкого художника Герхарда Рихтера, но это не байопик в традиционном понимании, поэтому по сюжету героя зовут – Курт Барнерт. Картина была номинирована на премию “Оскар” в 2019 году, как лучший фильм на иностранном языке, но уступила драме “Рома” Альфонсо Куарона. Но получить две номинации – это тоже очень почетно!

Кэтти-бри

Если в двух словах – во многом прекрасный фильм Доннерсмарка вызвал у меня крайне противоречивые чувства. Что касается постановки кадра, кастинга, игры актеров, музыкального сопровождения и сильнейших стартовых сцен – вопросов нет, все прекрасно и придраться не к чему. Но все это более подробно распишут мои коллеги, которые от фильма в полном восторге, а я сосредоточусь на минусах.

1. Персонажи. Фильм, претендующий едва ли не на историчность, слишком красит своих героев в белые и черные цвета. Максимально злодейский отец Элли, связанный с главным героем темным прошлым, максимально добрые влюбленные. “Серых” персонажей в фильме просто нет. В какой-то момент создается ощущение, что смотришь не немецкий фильм об искусстве, а американскую попсу.

2. Отношения главных героев. Они строятся… на сексе. И все. И их секс будут многократно показывать зрителю, отдав ему, наверное, минут 15 хронометража. Да, интим – это важный атрибут отношений, но складывается ощущение, что будь один из молодых чуть менее хорош собой, истории бы не получилось совсем. Да, у героини Паулы Бир есть несколько эмоциональных раскрывающих ее сцен, но этого раскрытия совсем недостаточно.

3. И третье, что, по сути, и перечеркивает хорошие впечатления о фильме. Это посыл. Вернее, его отсутствие. Режиссер устами своих героев ругает все. Государственные режимы – нацизм ужасен, социализм ужасен, коммунизм ужасен. Все виды искусства 60-х – достается скульптуре, архитектуре, умирающей живописи и различным новым течениям. А главный герой, который в самом конце открывает “свой вид искусства”, по сути, просто превращается из творца в мастера, копирующего и шаблонно изменяющего уже существующие вещи. Не уверена, что именно такого превращения я ждала и хотела, исходя из его пути. Но главное – художник, чистый душой, превращается в финале просто в ремесленника. Да, он сам изобрел свое ремесло, но путь художника – творить и фантазировать, а не копировать.

Мое мнение будет непопулярно, но “Работа без авторства” похожа как раз на те самые картины Курта, которые сначала были созданы прекрасными и пронзительными, а затем замазаны, потеряв в выразительности и оригинальности. Впрочем, я признаю, что у меня к каким-то моментам фильма чисто личная неприязнь, а зритель, любящий размышлять об искусстве, останется фильмом доволен. Так что, несмотря на некоторый негатив, к просмотру все равно рекомендую.

Евгений S.h.

Фильм “Работа без авторства”, как и жизнь молодого художника Курта Барнерта (Том Шиллинг), условно поделен на два этапа:

1. Детство, затронутое фашизмом, который пропагандирует превосходство одной нации над другими, но не прощает даже чистокровных арийцев за наличие у них недееспособности.

2. Юность под знаменами “красных” победителей нацистов, строящих и восхваляющих на территории социалистической ГДР коммунизм и отвергающих любое пагубное влияние капиталистического Запада на молодые умы.

Будет интересно:  Рецензия на фильм "Звездные войны 9: Скайуокер. Восход". Вали их, Палыч!

Все случившиеся с главным героем события в эти периоды жизни формируют в юноше гения своего времени. Фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка является доказательством того, что на любой период в истории человечества, даже самый ужасный и тяжелый, всегда найдется свой гений, который найдет луч света даже в самом темном царстве. И никакой режим и никакая война не станет для него помехой, не сможет помешать творить, нести свои произведения в массы. Такой человек всегда разглядит правду, какой бы страшной и невыносимой она не была, найдет нечто прекрасное и вдохновляющее для себя и своих потомков.

Не факт, что это тот фильм, к которому вы захотите вернуться в ближайшее время, но “Работа без авторства” не оставит равнодушным никого, даже самого далекого от искусства человека.

Stefa

Режиссер и сценарист Флориан Хенкель фон Доннерсмарк (“Турист”, “Жизнь других”) определенно обладает своим видением/мнением. Как свободный художник он не боится изобразить мир таким, каким он и является – пошарканным, тусклым, несправедливым, но оставляет при этом в сердцах зрителей надежду на справедливость, надежду обрести смысл.

“Работа без авторства” – очень многогранное кино, так сказать, о высоком.., рассказанное весьма тяжелыми инструментами. Как кисть художника, она резкими мазками проходится по нашему лицу, рисуя грусть и печаль. Смывает с нас фальшь, оставляя лишь истину. Курт Барнерт находится в поисках себя, в поисках настоящего, но что есть “Я”? Тот, кем ты был в прошлом или тот, кем стал? Сюжет базируется на биографии немецкого художника Герхарда Рихтера, на долю которого выпало немало невзгод, но, несмотря на все трудности, он шел к своей цели. Найти правду – найти себя. Авторская картина для всех, кто хочет насладиться прекрасными видами, отличной актерской игрой и музыкальным сопровождением. А на что пойдете вы, чтобы узнать правду и рассказать о ней миру?

George

Потрясающий фильм! Действие захватывает с первых кадров и не отпускает до самого конца. Герои глубоко западают в душу, отчего не сопереживать им и не волноваться за них, просто невозможно. Доннерсмарк, как и в фильме “Жизнь других”, исследует весьма щепетильные темы – человек/идеология/искусство. Даже картина так разделена – первая жуткая половина посвящена годам нацистского террора, борьбе за выживание (каждая сцена пробирает до мурашек), вторая половина, уже более спокойная, но временами тревожная, посвящена уже внутренней борьбе за искусство. Этим обусловлен и трехчасовой хронометраж, в котором проживаешь с персонажем всю его жизнь до того самого момента, когда он создает свои бессмертные картины, в коих переосмысливает прошлое своей страны.

Противопоставление “герой/злодей” также воплощает в себе эти черты. Романтический юноша, видящий мир в рамках холста (даже камера подчеркивает расфокусом то, что он хочет видеть либо размытым, либо отчетливым) и настоящий “ангел смерти” в образе бесчеловечного нациста-врача, одержимого наследственностью и чистотой потомства (который напоминает реального Йозефа Менгеле, проводившего страшные эксперименты над людьми). Фильм полон метафорических кадров и прекрасной драматургии, а главное – настоящей жизни и правдивости. Замечательная сцена разоблачения злодеяний врача через картины – настоящий триллер посреди человеческой драмы. Именно, именно так – просто нельзя отвести глаз!

xen04158602

“Работа без авторства” начинается как многие подобные фильмы, призванные показать становление националистического строя в Германии 30-х годов. Элизабет – тетя главного героя Курта Барнерта, могла бы стать в авангарде сюжетной линии, но из-за трагической судьбы выступает лишь наглядным примером того, как общество перемалывает тех, кто посмел (даже невольно) выделиться из серой массы. Ведь даже в Эпоху Возрождения творческая личность не имела полной свободы, что уж говорить о Средневековье. Любое несоответствие канонам нещадно пресекалось. Но, даже принимая это как факт, волна дрожи накатывает на тебя, когда на экране девушка с синдромом Дауна говорит медсестре “я тебя люблю”, со свойственной таким людям непосредственностью, не осознавая, что та, через несколько минут, без зазрения совести отправит ее в забвение. Второе название фильма – “Не отводи глаз”. И мы смотрим, понимая, что что-либо изменить не в наших силах.

Будет интересно:  Глас народа. Рецензия на первый сезон сериала "Мандалорец"

Бомбардировка Дрездена – переломный момент в жизни Курта. Трагедия оставляет неизлечимые раны в его душе. И вот на развалинах недавно цветущего города мы по сюжету второй раз встречаем профессора Карла Зебанда, с которым главный герой уже заочно связан и с которым ему еще доведется познакомиться теснее. Зебанд (и его экранная судьба) интересен даже больше других, возможно, и самого главного героя. Профессор не познал личных потерь, как многие, но после краха “Третьего рейха” он лишился частицы себя. Сдавшись на милость победителей, понимая, хоть и не признавая свои зверства, Карл хватается за единственный подвернувшийся случай – совершает добрый поступок, который выводит хамелеона из-под удара, награждает покровителем, а в дальнейшем и “тепленьким” местом не хуже, чем в его бытность в составе национал-социалистической партии.

Третья встреча Барнерта и Зебанда весьма жизненная – профессор становится тестем Курта, но всячески подчеркивает свое презрение к новому члену семьи. Его надменный нрав и чувство собственника ярко выражаются не только в отношении к зятю, но даже к своей дочери. Ради чистоты рода он готов на радикальные меры. Вообще вся история взаимоотношений Курта и Карла окутана ореолом мистики. О чем буквально кричит созданная Куртом картина-коллаж. И, если бы Барнерт знал, кем является его тесть, а тот все знал о Курте, даже тогда идея художника вряд ли произвела бы более сильное впечатление на Карла. Это был взрыв эмоций, апогей истории! Признавая Зебанда антагонистом, трудно недооценить влияние профессора на судьбу Курта. Он “подарил” художнику любовь всей его жизни – свою дочь, а насмешливые поучения Карла, призванные навредить и унизить, вопреки всему, вслед за наставлениями тети, стали для Курта путеводной звездой. Он понял, что только через трудности можно добиться настоящего признания и счастья.

OlegD

Фильмы Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка подобны музыке, которая прочно закрепляется на подкорке мозга и звучит там не переставая, порой напоминая о себе в самые неожиданные моменты. Для кино о живописи “Работа без авторства” удивительно музыкальна. Все ключевые моменты, пожалуй, связаны скорее со звуками, чем с картинкой. Возможно, это эффект таланта композитора Макса Рихтера, чьи мелодии неизменно задевают душевные струны, но тут кроется и нечто большее. Фон Доннерсмарк вкладывает в свой фильм много подтекста, часто выводя важные события за рамки объективности и обозначая их деликатными намеками. Тем самым он избегает главной ловушки кинематографистов: драматизировать материал до такой степени, что в него перестаешь верить. Героям “Работы без авторства” веришь всегда, будто переживая все их невзгоды с ними вместе, далеко не в последнюю очередь благодаря маститым актерам в главных ролях.

Понимаете, кинематограф столь разнообразен и его так много, что со временем он начинает смешиваться в один сумбурный, яростный поток, где сложно различить одно от другого. Однако такие фильмы как “Работа без авторства” будут выделяться всегда, как редкий пример потрясающей истории, которая попала в руки правильного рассказчика. Повторить это специально – невозможно, все равно, что пытаться поймать молнию в бутылку. Здесь не работают ни голливудские формулы, ни прекрасные технические аспекты (хотя и они важны, не зря же Калеб Дешанель был номинирован на премию Оскар за операторскую работу). Ты смотришь, затаив дыхание, как на твоих глазах разворачиваются жизнь и искусство, взболтанные, но не смешанные. Американские локализаторы как в воду глядели, когда нарекли фильм “Never look away” (на английском), ведь от этого трехчасового действа и вправду невозможно отвести взгляд.

Будет интересно:  ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм "Великая битва"

Angelina

Размах по времени у ленты масштабный: от пятилетнего нежного карапуза – до зрелого, сформировавшегося как личность, мужчины. Детство Курта Барнерта пришлось на предвоенные годы: установление власти нацистов и все “прелести” их жестокого правления. Затем война, разруха, голодные послевоенные годы и, в итоге, побег в западный Берлин, тоже сопровождающийся риском для жизни. Но кто не рискует, тот, как известно, не пьет шампанское. Курт рискнул – и выиграл. Том Шиллинг прекрасно передал все нюансы становления личности творца. Не знаю, насколько исторически правдива история жизни художника, но я как завороженная следила за каждым его взглядом, движением руки, взмахом кисти.

Главный антагонист драмы – профессор Карл Зебанд (Себастьян Кох): красивый, волевой и… бессердечно-упертый в своей надменной уверенности в превосходстве над другими, что сделало его военным преступником и убийцей тысяч ни в чем не повинных людей. Простые красные крестики напротив имени, но это не игра – ноликов не будет. Вы увидите лишь жуткие последствия и черных воронов над головами “отмеченных” Судьбой, в лице “врача” Зебанда. Как продолжать жить спокойно и не сойти с ума, когда ты взял на себя участь Бога – решать, кому жить, а кому кануть в бездну небытия?! Не жалеть никого и никогда: “Нам такая наследственность не нужна!”, – так рассуждал новоявленный нацистский “мессия”. Но всех настигнет кара – не на земле, так на небе.

Не менее сложны и противоречивы роли второго плана: странный профессор Антониус ван Вертен (Оливер Мазуччи), трепетная тетушка Элизабет (Саския Розендаль), нежная Элли (Паула Бир) и каждый персонаж пьесы. Даже массовка не оставит вас равнодушными: пример, душераздирающий эпизод в психиатрической лечебнице…

Линия любви играет одну из важнейших ролей в сюжете – поначалу к родным, особенно к несчастной тете Элизабет, разбудившей в маленьком Курте умение замечать красоту и удерживать в памяти важные детали: “Не отводи глаз, не отводи, Курт. Правда – прекрасна. Всегда!”. А в дальнейшем – любовь к Элли – девушке, ставшей тихой гаванью для мятущейся души художника. Режиссер с оператором отдали должное этой красоте – любовно и бережно подарив часть хронометража эстетическому любованию прекрасным женским телом. Минутки юмора позволяли перевести дыхание от сложных жизненных коллизий и трагедий. Они, в основном, связаны с современным западным искусством тех лет и его нелепыми “изысканиями”. Но чтобы найти себя – надо иногда и людей насмешить. И уметь первым посмеяться над собой.

Резюме: Потрясающая картина. 3 часа 15 минут (гигантский хронометраж для драмы) и ни минуты провисания или скуки – это блистательно! Браво, герр Доннерсмарк. Вы создали потрясающе полотно, написанное виртуозной кистью, под абсолютно гениальную музыку Макса Рихтера. Кстати, это из-под его волшебного пера вышли полюбившиеся саундтреки к сериалам “Оставленные” и “Черное зеркало”, фильмам “Последняя любовь на Земле” и “Опасная игра Слоун”. Отдельная благодарность и низкий поклон вам, артисты-лицедеи-волшебники. Нельзя не отметить работу оператора, художников по костюмам и декорациям, гримеров и т. д. Насколько аутентично они воссоздали ушедшую эпоху с уважением и вниманием к мельчайшим деталям, во всяком случае, как мы воспринимаем ее по кадрам документальной хроники. Вы, дорогие друзья, просто не вправе пропустить этот фильм.

Приятного просмотра. Оценки по десятибалльной шкале:

Кэтти-бри…………7/10

Евгений S.h………9/10

Stefa………………..9/10

George……………..9/10

xen04158602…….9/10

OlegD………………9/10

Angelina…………10/10

Средняя оценка: 8.86

Источник: www.kinonews.ru

Поделиться