Дата:24.10.2020

Рецензия на фильм “Стрельцов”. Вы заслуживаете больше, Эдуард Анатольевич

Снимать биографические картины о знаменитых людях – дело тонкое, а иногда и неблагодарное. Априори снять художественный фильм, который буква в букву будет следовать всей жизни какого-то конкретного человека, физически невозможно. Для таких вещей существует документальный жанр, и даже он не всегда способен беспристрастно осветить чью-то историю. Зачастую режиссеры всегда что-то добавляют от себя, приукрашивают события, а иногда и вовсе выдумывают что-то новое, дабы задеть зрителя “за живое”, дать ему проникнуться историей и персонажами, пробудить в нем нужные эмоции. Иногда такие решения бывают оправданными, а иногда нет. Случалось и такое, что биографический фильм влюбляет в себя зрителя, но на самом деле сама история полна лжи и откровенной клеветы. Российский зритель уже “обжигался” одним таким “Движением вверх”. Случай со “Стрельцовым” похожий, но здесь все еще печальней, чем было тремя годами ранее.

Первая половина фильма Ильи Учителя, сына постановщика “Матильды” и предстоящего “Цоя” Алексея Учителя, весьма поверхностно осветила биографию нашего, не побоюсь это сказать, футболиста от Бога. “Благодаря” возрастному рейтингу 6+ режиссер не может показать во всей красе все прелести разгульной жизни звезды московского “Торпедо” вне поля. Поэтому тому приходится кое-как сглаживать углы, чтобы показать Эдуарда Анатольевича с выгодной стороны. Не лучшей, а именно выгодной, ибо негоже показывать юному поколению зрителей одного из лучших советских футболистов раздолбаем и алкоголиком. А почему нет? Да, наш советский “Пеле” позволял себе выпивку, громкие вечеринки, девушек, но разве это как-то отменяет все его заслуги и спортивные достижения? В конце концов, вы же снимаете фильм о реальном, а не выдуманном человеке, товарищи Учителя.

Будет интересно:  ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм "Вокс люкс"

Что касается вольных допущений, то сперва все было не так плохо. Не вижу ничего страшного в том, что для пущего эффекта зрителю, к примеру, показывают, как опоздавший Стрельцов перепрыгивает с грузовика на движущийся поезд в Лейпциг, куда сборная СССР отправилась на решающий матч со сборной Польшей за право выступить в финальной части Чемпионата мира-1958. Да, просто показать, как поезд остановился под Можайском, чтобы подобрать Стрельцова и другого футболиста Иванова не очень интересно, это я еще могу принять. Хотя все равно не возьму в толк, почему сценаристы забыли, что их было двое?

Да, авторы нам показали свою версию события, в результате которого Эдуарда Анатольевича приговорили к 12-летнему сроку заключения. Имеют на это право, даже если она специально выдумана. В конце концов, мы и сами до сих пор не знаем всей правды, и тут приходится только гадать. Но, к сожалению, дальше фильм начинает окончательно “слетать с катушек”. Мало того, что вообще не осветили жизнь Стрельцова в местах не столь отдаленных (а его, на минуточку, однажды там чуть не убили), так еще и весь третий акт превратили в какую-ту сказку, где тот встречается в товарищеском матче сборных СССР и Бразилии с самим Пеле, чего не было на самом деле. Ответьте, зачем? Для чего? Впрочем, фильм еще не настолько безнадежен, как может показаться выше.

Александр Петров, как ни странно, не отталкивает от себя. Да, он и близко не похож на Стрельцова (даже архивные кадры и видео с ним перед финальными титрами это подчеркивают), и разрыва шаблонов, как в “Тексте”, он тут не демонстрирует, но на него все равно приятно смотреть, и играет он в целом достойно. Отдельно хочется отметить Виктора Добронравова в роли бывшего торпедовца Артемова. Жаль только, что фильм уделяет ему мало времени и не показывает должным образом, как он из самовлюбленного и заносчивого футболиста, смотрящего на молодого и дерзкого Стрельцова сверху вниз, “вырос” в мудрого тренера национальной сборной.

Будет интересно:  Глас народа. Рецензия на фильм "Человек-невидимка"

Но больше всех в фильме меня поразил Александр Яценко. Он играет персонажа, которого ты ненавидишь всей душой и желаешь ему жестокого наказания за все его мерзкие поступки. Здесь он более всех заслуживает отдельных аплодисментов. Как ни странно, но с драмой и комедией у фильма нет никаких проблем. Там, где можно посмеяться, режиссер дает “добро”, а когда он накаляет драму, начинаешь не на шутку переживать за персонажей. С технической стороной у “Стрельцова” также все в порядке. Операторская работа по хорошему поражает. Зрителю под разными углами освещают футбольные матчи, позволяя ему “лично присутствовать” на футбольном поле и испытывать эйфорию от каждого забитого мяча.

В целом, фильм Учителя-мл., как ни крути, вышел эффектным. Он ни на секунду не провисает, и заскучать у вас не получится. Но все равно при выходе из зала начинаешь испытывать чувство фальши. Опять же, в биографическом кино авторы имеют право допускать какие-то вольности в определенной степени. Но как так можно уже настолько не уважать память человека? Я не понимаю. Потому что “так должно было быть”, товарищ Учитель-ст.? Сомнительно. Такой великий футболист и просто человек с непростой судьбой, как Эдуард Стрельцов, заслуживает большего. Заслуживает лучшей экранизации своей замечательной и трагической жизни. Увы, но это не про данную ленту. Стыдно, товарищи.

Автор: Евгений S.h.

Источник: www.kinonews.ru

Поделиться