Дата:16.04.2021

Российский кинобизнес 2021: конференция «Трансформация кинорынка. Горизонт»

7 апреля в рамках деловой программы Второго Международного кинорынка и форума Российский кинобизнес состоялась масштабная отраслевая конференция «Трансформация кинорынка. Горизонт». В обсуждении приняли участие директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Светлана Максимченко, генеральный директор ЦПШ Вадим Верещагин, исполнительный директор Фонда Кинопрайм Антон Малышев, генеральный директор киностудии им. Горького Юлиана Слащева, руководитель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов, генеральный продюсер Megogo.ru Георгий Малков, главный редактор издания Бюллетень кинопрокатчика Александр Нечаев, а также генеральный директор сети кинотеатров Премьер Зал Владимир Петелин. В ходе пленарного заседания затрагивались острейшие темы и перспективы развития кинобизнеса в постпандемийный период.

В своей речи Светлана Максимченко коснулась принципиально важного вопроса господдержки кинопоказа. 

На текущий момент в рамках программы национального проекта было переоборудовано 1054 кинозала в 81 регионе страны в населенных пунктах с численностью до 300 тыс. человек. Согласно данным, приведенным Максимченко, по итогам 2020 года на долю кинотеатров, переоборудованных по программе кинофикации, приходится 5% от общих сборов в российском прокате и 7% от сборов отечественного кино. 

Несмотря на это, Сергей Сельянов поднимал вопрос о качестве кинопоказа: по словам продюсера, за пределами Москвы техническая работа кинотеатров по-прежнему оставляет желать лучшего. Максимченко подчеркнула, что государственная поддержка отрасли существенно снизилась, а суммы ни разу не индексировались за последние 10 лет. Другой важный аспект — эпидемиологическая обстановка. Глава департамента убеждена, что делать оптимистичные прогнозы рано: по ее словам, в ближайшей перспективе не стоит ожидать даже 75% заполняемости залов.

Российский кинобизнес 2021: конференция «Трансформация кинорынка. Горизонт»

В подобных условиях дальнейшая трансформация рынка оказывается неизбежна. К примеру, Вадим Верещагин отмечает, что в скором времени в индустрии произойдет кризис национального кино, связанный с отсроченным эффектом локдауна: со второй половины 2021 года на рынке ожидается спад отечественных лент. По итогам пандемии можно констатировать, что изменились и стратегии продвижения фильмов: Верещагин подчеркнул, что он больше не представляет рекламную кампанию картины, начавшуюся за полгода до релиза.

Будет интересно:  Российские сериалы вошли в один рейтинг с проектами HBO и BBC

Значимые перемены ожидаются и в механизмах монетизации контента. Показателен опыт ЦПШ: 5 лет назад кинопрокат в структуре выручки дистрибьютора составлял 95%, в 2020 году по очевидным причинам эта доля упала до 50%. В 2021 компания рассчитывает добиться показателя в 70%. Ощутимая часть выручки теперь складывается из сотрудничества с видеоплатформами, ТВ продаж, а также дистрибьюции за рубеж. 

По словам Верещагина, в текущих реалиях не каждый фильм нуждается в кинотеатральном прокате: продвижение малобюджетных картин оказывается перспективнее по принципу «интернет-международка-ТВ». В зависимости от прогнозов в компании решают, стоит ли игра свеч и есть ли экономический потенциал у возможного кинотеатрального релиза с учетом маркетинговых затрат. Аналогичная структура выручки выработана и в Фонде Кинопрайм. При этом Антон Малышев обозначил, что на данный момент основная проблема продвижения проектов Фонда связана с обрушением фестивального календаря.

Российский кинобизнес 2021: конференция «Трансформация кинорынка. Горизонт»

Эксперты также отметили, что рост онлайн-сегмента начался не вчера, и пандемия лишь ускорила процесс. Александр Нечаев указал, что за прошлый год количество подписок на стриминговые сервисы увеличилось с показателя 1,5 до 2,4 на одно домохозяйство. Также представители отрасли сошлись во мнении, что в ближайшем будущем останется лишь несколько платформ-гигантов, которые будут диктовать кинопроизводителям формат. В этом контексте опасения выразил Георгий Малков, предложив создание подконтрольного государству маркет-плейса, на котором продюсеры смогли бы размещать проекты, не получившие поддержки от дистрибьютеров и онлайн-платформ. Идея вызвала оживленную дискуссию: Юлиана Слащева напомнила, что создание маркет-плейса – это бизнес-решение, что не может являться прерогативой государства.

При этом эксперты единогласно утверждали, что убить кинопрокат невозможно. – подчеркнул Верещагин.

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться