Дата:25.09.2021

Ставим на ожидание. Фильм “Первый Оскар”

Вспоминать фильмы прошлых лет – дело хорошее и полезное для любителя кино, особенно, в том случае, если их создание становится предметом исследования в картинах, которые зрителю только предстоит увидеть. Громкие студийные премьеры всегда на слуху, чего не скажешь о менее масштабных, но не менее любопытных, которые частенько остаются без должного внимания. Сегодня пойдет речь о киноленте, которую, несомненно, стоит ждать, так как она расскажет историю документального проекта, ставшего первым обладателем премии Американской Киноакадемии в СССР. Фильм “Первый Оскар”.

Исторические факты в основе сюжета.

Ноябрь 1941 года. Великая Отечественная война набирает обороты. Идут ожесточенные бои. Иосиф Виссарионович Сталин обращается к Ивану Григорьевичу Большакову – председателю Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР: “Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, они его не выдержат и покатятся назад. Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм”. Так начинается история создания первой военной полнометражной документальной ленты “Разгром немецких войск под Москвой”.

Сказать, что лента создавалась в крайне тяжелых условиях – все равно что ничего не сказать. Если сейчас, в лучшем случае, для съемок военного фильма строят достоверные декорации, опираясь на хронику тех лет, а актеры общаются с ветеранами, чтобы правдоподобно изобразить тот ужас, что испытывали солдаты, то съемочной группе “Разгром немецких войск под Москвой” приходилось наблюдать войну собственными глазами. И не издалека, а непосредственно на поле боя.

Один из режиссеров фильма, Илья Копалин, делясь своими воспоминаниями о съемках, рассказывал, что по ночам, он и второй режиссер Леонид Варламов, обсуждали с операторами работу на следующий день, живя в подвальном этаже студии, а уже утром машины увозили операторов на фронт. Вечером те возвращались с отснятым материалом, но и в то же время с окоченевшими руками, так как в разгар боя ударили сильные морозы. От чего, к тому же, замерзал и механизм киноаппарата, который операторам приходилось на месте отогревать под полушубком. Бывали случаи, когда кто-то из съемочной группы не возвращался живым.

Будет интересно:  Возвращение

Но несмотря на все это, работа была завершена. Почти 84 тысяч человек пришло посмотреть документальный фильм в первый день его показа, 18 февраля 1942 года. Вскоре ленту адаптировали и для американского проката, где он демонстрировался под названием “Москва наносит ответный удар” (“Moscow strikes back”). Фильм произвел столь сильное впечатление на Западе, что в том же году он получил премию Национального совета кинокритиков США за лучший документальный фильм. А уже в следующем году стал победителем на 15-й церемонии премии “Оскар” в номинации “Лучший документальный фильм”. И это был первый в СССР “Оскар”, полученный с формулировкой “За работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности”.

Ставим на ожидание. Фильм "Первый Оскар"

Ставим на ожидание. Фильм "Первый Оскар"

Ставим на ожидание. Фильм "Первый Оскар"

Ставим на ожидание. Фильм "Первый Оскар"

Создатели картины “Первый Оскар”

За постановку военной драмы “Первый Оскар” взялся режиссер Сергей Мокрицкий (“Битва за Севастополь”). По первой профессии Мокрицкий оператор, учился у фронтового оператора Александра Гальперина и снимал собственно фильм о том, как молодые ребята искали образ войны, войны жесткой и страшной.

Над сценарием работало два сценариста – Максим Бударин (“Битва за Севастополь”, “Девятаев”) и Юрий Ненев. Собирательный образ фронтового оператора воплощают в фильме Антон Момот и Тихон Жизневский в ролях дипломников-операторов Альперина и Майского, отказавшихся от эвакуации ради направления на фронт, чтобы оказаться в пекле грандиозной битвы за Москву.

Реверанс Жизневскому: российский кинематограф в прошлом году закрутил страстный роман с Жизневским, который снялся залпом в хитовых отечественных лентах: скромный герой-пожарный в фильме-катастрофе “Огонь” 2020, прожженный журналист и московский гуляка в фантастической утопии “Топи” 2020, крутой питерский криминальный сыщик в комиксе “Майор Гром: Чумной Доктор”, взорвавшем Netflix в 2021; теперь фронтовой оператор. На Московском МКФ 2021 он награжден хрустальной статуэткой премии “Аванс”, призванной вдохновить начинающих актеров на будущие победы.

Будет интересно:  Итоги уикенда с 24 по 27 сентября: «Стрельцов» выиграл кассу

Российский этап съемок проходил в феврале-марте 2021 в Тульской области. Со слов Мокрицкого, здесь настоящий русский пейзаж практически не изменившийся с 1941 года. Зима была снежная с морозами до -37 градусов. Американская часть фильма строится вокруг противостояния Луиса Мейера и Дэвида Сэлзника перед церемонией вручения премии “Оскар” 1943 года. Сьемки американского блока ленты проходили в аутентичных интерьерах дома Уолта Диснея, в реальных ресторанах, кинотеатрах и театрах 20х−30-х годов, идеально сохранившихся в Лос-Анджелесе.

Продюсер фильма “Первый Оскар” Наталья Мокрицкая в интервью поделилась своим желанием увековечить данным фильмом работу операторов-фронтовиков. Отдать дань уважения их смелости и отваге. Ведь, чтобы снять лицо солдата, бегущего к врагу, операторам иногда приходилось бежать спиной к немцам. Что вышло у съемочной команды Мокрицкого – узнаем в феврале 2022 года. Естественно, если пандемия не станет причиной переноса.

Автор: Constance

Источник: www.kinonews.ru

Поделиться