Дата:23.07.2021

Тренды европейского кино: инклюзивность и особенности медиарынка Великобритании

ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В девятом материале речь пойдет о разнообразии и инклюзивности в медиандустрии, также в фокусе Обсерватории оказалась Великобритания, аудиовизуальный рынок которой является вторым по величине в Европе.

Разнообразие и инклюзивность на экране и за камерой

Вопросы разнообразия и инклюзивности в последние годы все чаще поднимаются в аудиовизуальной индустрии в частности и в мире в целом. Они касаются репрезентации женщин, расовых меньшинств и представителей ЛГБТК+ сообщества как на экране, так и в самой отрасли.

Что касается разнообразия и инклюзивности в отрасли, то здесь важна не только работа на равных условиях с точки зрения заработной платы, развития карьеры и возможностей, но также доступ к обучению, пропорциональному представлению всех разнообразных групп общества на руководящих должностях — от творческих руководителей и уполномоченных по вопросам кино и телевидения до программных директоров фестивалей и сотрудников отборочных комитетов по государственному финансированию.

Обсерватория отмечает, что люди из недостаточно представленных в аудиовизуальной индустрии групп должны не только появляться на экранах, но и активно вовлекаться в производство. Разнообразие за кадром на всех этапах производственного процесса является непременным условием для достижения разнообразия и на экране.

Тренды европейского кино: инклюзивность и особенности медиарынка Великобритании


В Великобритании высокий процент женщин в индустрии 

Сбор данных о соблюдении требований разнообразия и инклюзивности в индустрии имеет основополагающее значение для понимания масштабов проблемы и разработки решений. В Великобритании наиболее полную информацию дают отчеты, подготовленные компанией Creative Diversity Network, их отчет 2018-2019 гг.  показывает, что, хотя был достигнут определенный прогресс – например, процент женщин в индустрии высок (как на (52,4%), так и за экраном (53,7%)),  представленность чернокожих, азиатских и других этнических меньшинств (BAME) на экране тоже достаточно высокая (22,7%), но во многих других областях ситуация несколько хуже. Эти группы по-прежнему отсутствуют на многих главных творческих позициях, люди с ограниченными возможностями недостаточно представлены в работе за кадром, а люди старше 50 лет также в значительной степени недопредставлены в отрасли.

Будет интересно:  Сериалы 2021. Новинки июня

Аудиовизуальная индустрия еще испытывает сложности с трудоустройством инвалидов. Общий показатель Великобритании для инвалидов трудоспособного возраста составляет 17%, но инвалиды составляют только 5,2% за кадром и 7,8% на экране.

Что касается принимаемых решений, то существует широкий спектр инструментов для устранения разрыва в разнообразии и инклюзивности, которые внедряются или продвигаются государственными учреждениями (министерствами, фондами кино, регулирующими органами, общественными вещателями), частными учреждениями (частными вещателями и другими медиаслужбами), отраслевыми ассоциациями и гражданским обществом. Они направлены на оценку ситуации (исследования, отчеты), разработку планов и стратегий, установление обязательных или гибких требований, содействие доступу определенных групп населения к работе в аудиовизуальных отраслях (наставничество, обучение, установление квот) и повышение осведомленности об отсутствии разнообразия и инклюзивности.

Тренды европейского кино: инклюзивность и особенности медиарынка Великобритании

Аудиовизуальный рынок Великобритании – второй по величине в Европе 

Великобритания является вторым по величине (21,5 млрд евро) аудиовизуальным рынком Европы, уступая только Германии. В расчете на душу населения рынок Соединенного Королевства более развит, чем в других крупных европейских странах, и имеет следующие отличительные особенности:

  • меньшая доля доходов, получаемых от телевизионной рекламы (интернет-реклама занимает гораздо более высокую долю в Великобритании, чем в среднем по Европе); 
  • более высокая доля доходов от платных услуг, в частности — VoD. 

Основную долю доходов от платного телевидения в Великобритании обеспечивает спутниковое телевидение (78% от общих доходов), в то время как доля доходов от интерактивного телевидения IPTV остается сравнительно небольшой (и стагнирует).

Три ведущие телевизионные группы – BBC, ITV и Sky

Среднее время, затрачиваемое в день на просмотр телевизора в Великобритании – 3 часа 2 минуты, это ниже среднего значения по Европе (3 часа 25 минут). Соединенное Королевство также является одной из европейских стран, где просмотр телевизора сократился в период с 2015 по 2019 год больше всего (-15%). Две ведущие телевизионные группы – общественный вещатель BBC и частная группа ITV – вместе «забирают» около 58% аудитории, за ними следует вещательная компания Sky, которая была приобретена Comcast в сентябре 2018 года. BBC, ITV и Sky входят в топ-10 крупнейших аудиовизуальных европейских компаний.

Будет интересно:  Сверхновая волна Российского кино — Урбореализм

К концу декабря 2019 года, то есть непосредственно перед Brexit, некоторые телеканалы вынуждены были передислоцироваться, в основном, в Нидерланды и Испанию. Тем не менее, Великобритания остается на сегодняшний день ведущей европейской страной по количеству телевизионных каналов и основным центром для телевизионных каналов, обслуживающих другие европейские страны.

Тренды европейского кино: инклюзивность и особенности медиарынка Великобритании

Генератор производства фильмов и сериалов

Великобритания входит в пятерку ведущих европейских стран по количеству выпущенных игровых фильмов и является основным производителем высококачественных (как упоминалось в других материалах, так называемых high-end сериалов) сериалов, этому способствуют крупные инвестиции вещательных компаний и копродукция во многих проектах с США, а также специальная схема стимулирования производства. Однако недавно наметилась проблема: бум телевизионного производства в Великобритании может иметь нежелательные последствия, такие как раздутие бюджетов, нехватка квалифицированных кадров и превращение британских продюсеров в исполнительных продюсеров, которые зачастую не могут контролировать права на эксплуатацию.

В любом случае, высокое качество производства контента в Великобритании приводит к увеличению экспорта, в частности, в том, что касается сериалов для VOD-платформ (на Великобританию приходится около 50% всего контента, доступного по подписке на VOD-платформах в Европе).

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться