Дата:26.07.2021

Тренды европейского кино: пересмотр Директивы об аудиовизуальных медиауслугах

Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory и опубликованного весной 2021 года. В пятом материале речь пойдет о статусах «национального» и «европейского» произведений; о проблемах, связанных с их дефиницией; а также о пересмотренной Директиве об аудиовизуальных медиауслугах (AVMSD). Ранее на портале ПрофиСинема выходили материалы о росте кинопроизводства в допандемийный период, о буме мини-сериалов и гендерном дисбалансе в киноотрасли.

Определение национальной принадлежности аудиовизуальных произведений (положение, по которому произведение должно считаться «национальным» или «европейским» согласно соответствующему законодательству) имеет большое значение для продюсеров, государственных кинематографических фондов, регулирующих органов и поставщиков услуг, так как напрямую влияет на структуру финансирования проектов.

Национальная принадлежность фильма или аудиовизуального произведения традиционно определяется властями на основе критериев, которые могут варьироваться в разных странах и даже между различными учреждениями в пределах одного государства.

Статус «европейского произведения» однозначно закреплен Статьей 1(1)n Директивы аудиовизуальных медиауслуг (AVMSD).  Именно он имеет основополагающее значение при расчете квот на распространение, традиционно налагаемых на вещателей (более 50% времени эфира, за исключением новостей, спорта и других категорий, должно быть посвящено европейским произведениям). В пересмотренной версии Директивы аудиовизуальных медиауслуг эти условия распространяются и на услуги видео по запросу (VOD) (минимум 30% доли их каталогов).

Произведение, которое считается «национальным» в соответствии с правилами финансирования, утвержденными в том или ином государстве, не всегда может быть квалифицировано как «европейское» по правилам AVMSD. Например, Директива требует рассматривать в качестве производителей того или иного фильма только страны, которым принадлежит мажоритарная доля в проекте. Поэтому государства с миноритарным участием к числу создателей ленты отнесены не будут.

Будет интересно:  Итоги уикенда с 18 по 21 марта: «Райя и последний дракон» не уступили «Пальме»

Тренды европейского кино: пересмотр Директивы об аудиовизуальных медиауслугах

Недавний сравнительный анализ, проведенный Европейской аудиовизуальной обсерваторией на примере 28 стран-членов ЕС, показал, что подавляющее большинство гармонизировало национальное законодательство с положениями Директивы. Страны-участники обязаны каждые два года отчитываться перед Европейской комиссией о проделанной работе. Зачастую регулирующие органы полагаются на информацию, представленную компаниями, и доверяют полученным данным.

Результаты исследования показывают, что оценка национальной принадлежности фильмов производится на прецедентной основе – особенно в тех случаях, когда данные о проектах не выглядят достаточно достоверными. Основными проблемами здесь являются: большой объем информации, недостаток ресурсов для ее обработки у регулирующих органов, а также нехватка централизованных баз данных аудивизуальных работ, в которых были бы предусмотрены однозначные индикаторы данных производителей.

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться