Дата:25.09.2021

Тренды европейского кино: устойчивость вещателей в пандемию зависит от модели финансирования

ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В десятом материале речь пойдет о влиянии пандемии на аудиовизуальный рынок: о падении и темпах восстановления доходов вещателей с разными моделями финансирования, а также о показателях сегмента видео по запросу.

Неприятности начались еще до пандемии

Еще до COVID-кризиса европейский аудиовизуальный рынок демонстрировал все признаки замедления: его годовые темпы ростас 2015 по 2019 год в среднем составили 1,6%. При этом, без учета инфляции рынок оставался неизменным. Если исключить сегмент видео-по-запросу, то можно было наблюдать даже падение на 1% в год.

Среди традиционных аудиовизуальных услуг платное телевидение показало сравнительную устойчивость: отчасти это связано с прекращением процесса оцифровки кабельного телевидения. В отличие от США, отключение кабельного ТВ (т.е. переключение потребителей с платного телевидения на услуги видео-по-запросу) не привело к значительному сокращению числа подписчиков платного телевидения по состоянию на конец 2019 года.

Показатели других сегментов рынка в последние пять лет либо оставались неизменными, либо снижались. Речь идет о телевизионной рекламе, с которой все активнее конкурирует реклама в интернете; о бюджетном финансировании государственных вещателей; а также о кинотеатральных сборах, даже учитывая показатели сильного 2019 года.

Сектор домашних развлечений продолжал снижение. Сегмент цифровой покупки или аренды фильмов и телесериалов устойчиво рос, однако этот рост не компенсировал сжатия рынка физических носителей контента.

За последние пять лет услуги видео по запросу стали основным двигателем роста аудиовизуального сектора, несмотря на ощутимую неоднородность. Транзакционное видео-по-запросу (TVOD — т.е. покупка или аренда аудиовизуального произведения) набирает обороты: годовой рост по-прежнему составляет около 6%, но темпы его несколько снижаются. При этом, SVOD-сегмент растет в семь раз быстрее, в настоящее время на его долю приходится более 80% рынка видео по запросу.

Будет интересно:  Итоги уикенда с 13 по 16 мая: всех обскакал «Кролик Питер 2»

Долгосрочные тенденции

Сторонний взгляд на доходы аудиовизуального рынка показывает медленные, но принципиально важные структурные изменения:

• траты потребителей на платные услуги в целом растут быстрее, чем источники дохода провайдеров бесплатных услуг (реклама, государственное финансирование);

• доля доходов аудиовизуальных сервисов увеличивается относительно доли доход от продажи или аренды отдельных программ

• доля государственного финансирования в доходах всего сектора снижается;

• доля сервисов видео по запросу в выручке постоянно увеличивается несмотря на то, что она по-прежнему не высока (8% всех доходов; 17% трат потребителей в 2019 году).

Согласно результатам ранних исследований влияния коронавирусного кризиса на аудиовизуальный сектор, платное ТВ и государственные вещатели должны были продемонстрировать определенную устойчивость; а каналы, существующие за счет рекламы должны были пережить большие трудности из-за экономической рецензии. Процесс восстановления показателей телерекламы должен был пройти значительно медленнее, недели у конкурирующей с ней интернет-рекламы. На момент написания статьи неясно, окажет ли вторая волна ограничений, обрушившаяся на Европу осенью 2020 года, структурное долгосрочное влияние на кинопрокат. Но цифры показывают, что доходы от подписки на видео-по-запросу росли на протяжении всего кризиса.

На три страны приходится половина аудиовизуального рынка Европы

Европейский аудиовизуальный рынок оценивается примерно в 130 млрд евро. На три ведущих страны (Германия, Великобритания и Франция) приходится 47% от суммы, а на первую десятку (включая также Швейцарию, Испанию, Италию, Нидерланды, Польшу, Португалию и Россию1) – 78%. 15 из 38 европейских рынков, отслеживаемых Европейской аудиовизуальной обсерваторией, стоят менее 1 млрд евро.

Различные уровни зависимости от доходов от рекламы

Теле- и радиореклама, вероятно, станут сегментами, наиболее пострадавшими от спада, связанного с COVID-19, который, судя по всему, будет долгим. В пяти странах (Болгария, Греция, Северная Македония, Португалия и Словацкая Республика) на рекламу приходится более 50% доходоввсего аудиовизуального сектора, поэтому эти регионы особенно подвержены риску. Страны, где вклад государственного финансирования в сектор является самым высоким (например, Швейцария, Кипр, Германия, Хорватия и Черногория), вероятно, смогут лучше противостоять кризису, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Будет интересно:  Берлинале 2021: жил певчий дрозд

Сервисы видео по запросу значительно более развиты в некоторых странах с точки зрения общей доли доходов аудиовизуального рынка. Страны, в которых на долю подобных сервисов приходится более 10% рынка, включают Данию, Великобританию, Нидерланды, Норвегию, Швецию и Турцию.

Доля кассовых сборов кинотеатров в общей выручке рынкаособенно высока в таких странах, как Эстония, Литва, Латвия и Россия, где она составляет более 10% общих доходов. Кинотеатры приносят менее 3% от общих доходов в Болгарии, Черногории, Португалии и Словении.

Потенциал для роста?

«Небольшие» аудиовизуальные рынки, как правило, имеют более высокие показатели роста. Ни один из пяти крупнейших европейских рынков не входит в список самых быстрорастущих стран, который возглавляют Болгария, Португалия и Словакия.

Доход локальных рынков, деленный на население соответствующей территории (revenuepercapita), заметно различается по странам. В среднем этот показатель в 10 наиболее развитых рынках (322 евро) оказался в 10 раз выше, нежели в 10 наименее развитых странах (36 евро). Доход на душу населения является самым высоким в Швейцарии, Норвегии и Португалии, за ними следуют Австрия, Дания, Финляндия и Великобритания. Значительно ниже среднего цифра в таких странах, как Россия и Турция, еще ниже – в Польше и Румынии. Таким образом, эти четыре страны с большим населением, вероятно, станут драйвером роста европейского аудиовизуального сектора.

Источник: www.proficinema.ru

Поделиться